МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы журналистской деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 14,5 18 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 20 20 20 20 80 80
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 64 64
Сам. работа 36 36 45 45 36 36 45 45 162 162
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 108 108 72 72 108 108 360 360

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы журналистской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс должен сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения.
2. Соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа и выработать теоретические ориентиры, основания подхода к анализу явлений практики журналистики.
3. Сформировать методологические основы изучения журналистских дисциплин, овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.
4. Ознакомить студентов с особенностями журналистской профессии и личности самого журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия теории журналистики, понимает значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности; особенности организации информационного пространства страны и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.приводить журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами; контролировать соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; контролировать соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте; учитывать технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редакторской деятельности в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа; навыками анализа на базе положений теории журналистики современной редакционной практики СМИ, современных мировых тенденций развития медиаотрасли, специфики различных видов СМИ, особенностей национальных медиамоделей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жанровая система СМИ.
1.1. Введение в теорию журналистики.Система понятий и жанров теории журналистики. Лекции 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Новостная журналистика Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Анализ произведений новостного жанра Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Анализ мультимедийных элементов лонгрида Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Творческие особенности репортажной журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Методы проведения интервью Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Основые особенности информационного контента Лекции 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Современные проблемы аналитической журналистики. Лекции 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Трансформация жанра статьти в мультимедийную эпоху Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Жанрообразующие элементы очерка Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Информационные жанры журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Особенности очерковой журналистики Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Репортаж как один из ключевых жанров отечественной журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.14. Интервью как метод и жанр журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.15. Художественно-публицистические жанры Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.16. Рецензии и кинообзоры в современной журналистике Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.17. Мультимедийные жанры журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.18. Статья – ключевой жанр отечественной журналистики Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.19. Эволюция жанра рецензии Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.20. Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности. Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.21. Анализ современной стать по предложенному алгоритму Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.22. Сравнение репортерской деятельности современных журналистов и В.А. Гиляровского Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Особенности и методы журналистской деятельности
2.1. Особенности журналистского познания Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Понятие "информация" в журналистике Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Методы сбора и осмысления информации в журналистике Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Специфика журналистского познания действительности Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Фейковые новости в современной журналистике Сам. работа 2 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Особенности написания новостей о пропавших детях Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Информация в журналистике Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Интерпретация и достоверность информации Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Мотивация журналиста-расследователя Сам. работа 2 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Особенности фотожурналистики Сам. работа 2 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Введение в специальность.
3.1. Метод наблюдения и эксперимента в современной журналистике Лекции 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Поиск информации и методы освещение исчезновения детей Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Мотивация журналистской деятельности Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Источники журналистской информации Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Журналистские методы поиска информации Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Методы и особенности расследовательской журналистики Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Факт и его интерпретация в журналистике Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Журналистика как инструмент создания образа реальности Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Эксперимент как метод сбора информации Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Проблемы развития личности будущего журналиста. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.11. Манипуляция массовым сознанием Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.12. Модель личности журналиста. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.13. Журналистские организации и профессиональные издания. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.14. Экзамен 2 27 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Журналистское произведение в современном медиапространстве
4.1. Журналист XXI века: от «универсализма» к «медиапрофессионализму» Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Тенденции развития Медиа и медиапространства Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Журналистское произведение в информационно-коммуникационном пространстве Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Журналистское произведение в информационно-коммуникационном пространстве Практические 3 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.5. Идейно-тематические и структурно-композиционные особенности журналистского текста Лекции 3 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.6. Журналистский текст: от замысла к воплощению Практические 3 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.7. Основные принципы организации медиатекстов в интернет-пространстве Лекции 3 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.8. Медиатекст: от замысла к воплощению Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.9. Визуализация данных в сетевых медиа Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.10. Медиа – платформы как новый канал коммуникации с аудиторией Практические 3 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.11. Особенности структуры журналистских текстов в различных жанрах Практические 3 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.12. Журналистское произведение как явление публицистики Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.13. Публицистика и журналистика в XXI веке Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.14. Современные практики медиапотребления и специфика творческой деятельности журналиста Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.15. Мультимедийная презентация по теме: «Тренды развития Медиа в 2015-2018 гг.» Сам. работа 3 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.16. Анализ журналистского произведения Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.17. Трансформация журналистского материала в медиатекст Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.18. Анализ регионального интернет-СМИ Сам. работа 3 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.19. Работа региональных СМИ в социальных сетях Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.20. Эссе о взаимовлиянии и взаимодействии публицистики, политики и гражданского общества при решении острых социальных проблем Сам. работа 3 9 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Традиционные СМИ и новые медиа в современном медийном пространстве
5.1. Традиционные СМИ и Новые Медиа: эволюция, трансформация, адаптация Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.2. Журналист как сотрудник редакции СМИ Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Субъекты и объекты медиапространства: общая характеристика Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.4. Особенности работы журналиста в конвергентных медиа Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.5. Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ: прошлое, настоящее, будущее Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.6. Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.7. Журналист как организатор социального взаимодействия Лекции 4 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.8. Журналист как организатор социального взаимодействия Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.9. Эволюция медиапространства: сценарии футурологов Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.10. Медиапространство как территория угроз Лекции 4 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.11. Терроризм и СМИ Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.12. Экстремальная журналистика Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.13. Современное медиапространство как территория угроз Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.14. Экология медиапространства и медиаобразование Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.15. Основные векторы развития телевидения в XXI века Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.16. Эссе: «Я и мое представление о творческой деятельности журналиста» Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.17. Организация работы в зарубежном или отечественном конвергентном СМИ Сам. работа 4 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.18. Анализ работы СМИ по освещению определенной чрезвычайной ситуации Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.19. Доклад по выбранной теме Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.20. Вооруженный конфликт в Сирии (2011-2018гг.): особенности освещения отечественными СМИ (пропаганда, мифологизация, недостоверная информация, тенденциозность и др.) Сам. работа 4 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.21. Фейки в российских СМИ: история появления, общественный резонанс и разоблачение Сам. работа 4 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.22. Экзамен 4 27 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свитич, Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Ворошилов, Валентин Васильевич Журналистика: учебник для вузов КноРус, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я.Н. Засурского Средства массовой информации России: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Корконосенко, Сергей Григорьевич Основы журналистики : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2009
Л2.3 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. https://polpred.com/
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» http://www.site.mediascope.ru/
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э4 Электронный курс "Основы журналистской деятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4903
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов; кроме этого необходимо акцентировать внимание на особенностях организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ в современных условиях развития медийного пространства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, ошибок при написании / создании публикации (радио-, видеосюжета), но и анализировать общую позицию автора, а также формат СМИ. Обратить внимание на жанровую диффузию и разнообразие методов сбора информации, используемых в современных условиях.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: оригинальность заголовка, его соответствие тексту эссе, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Экзамен. При подготовке к экзамену нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.