МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы с персоналом
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация работы с персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение основных направлений работы с персоналом организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1: владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения
ПК-2: понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения
ПК-5: выявление тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные основы управления персоналом;
понятия, категории и законы, регулирующие отношения в сфере управления персоналом;
формы, методы и правила работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;
основные тенденции рынка труда Алтайского края.
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать трудовую карьеру;
разрабатывать обоснованные решения по вопросам организации работы с персоналом, в том числе и в трудовых спорах;
разработать собственную стратегию поведения как соискателя.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системным подходом к управлению персоналом;
навыками управления группой и формирования команды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация работы с персоналом в системе управления организации
1.1. Организация работы с персоналом в системе управления организации Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.2. Нормативно-правовое обеспечение организации работы с персоналом Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.3. Нормативно-правовое обеспечение организации работы с персоналом Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.4. Система методов управления. Стили руководства Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.5. Управление группой. Формирование команды Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.6. Корпоративная культура. Имидж организации Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Набор, оценка и аттестация персонала. Мотивация и профессиональное обучение персонала
2.1. Набор и отбор персонала Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.2. Набор и отбор персонала Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.3. Оценка и аттестация персонала Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.4. Оценка и аттестация персонала Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.5. Мотивация персонала Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.6. Профессиональное развитие и обучение Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.7. Трудовые споры и конфликты Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Рынок труда Алтайского края. Стратегии поведения соискателя
3.1. Рынок труда Алтайского края Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.2. Стратегии поведения соискателя Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.3. Самостоятельная работа по основным разделам дисциплины (выполнение практических заданий). Изучение источников и литературы по основным темам курса. Сам. работа 1 76 ОПК-2, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Организация работы с персоналом в системе управления организации
2. Международно-правовые нормы в области трудовых отношений.
3. Законодательные акты РФ, регулирующие трудовые правоотношения
4. Локальные нормативные акты как источники трудового права
5. Система методов управления. Стили руководства
6. Управление группой. Понятие малой и рабочей группы
7. Формирование команды
8. Корпоративная культура. Имидж организации
9. Маркетинг персонала: содержание понятия, цели и задачи
10. Набор и отбор персонала
11. Современные формы и методы поиска и найма работников
12. Методы оценки кандидатов при приеме на работу
13. Оценка персонала
14. Аттестация персонала
15. Мотивация персонала
16. Оплата труда как средство мотивации. Организация оплаты труда.
17. Профессиональное развитие персонала
18. Профессиональное обучение
19. Формы и виды повышения квалификации персонала
20. Трудовые споры и конфликты
21. Региональные органы управления трудовыми ресурсами
22. Тенденции рынка труда Алтайского края
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Международно-правовые нормы в области трудовых отношений.
2. Законодательные акты РФ, регулирующие трудовые правоотношения.
3. Нормативно-правовые акты и методические документы в области организации и охраны труда.
4. Локальные нормативные акты, регулирующие организацию работы с персоналом.
5. Понятие группы: малой, рабочей группы. Виды групп (формальные, неформальные и др.).
6. Команда: понятие и условия формирования, стадии становления
7. Групповая сплоченность: определение и факторы сплоченности.
8. Процесс приема на работу: поиск, набор и отбор персонала
9. Маркетинг персонала
10. Лизинг и рекрутинг персонала
11. Методы отбора персонала, их достоинства и недостатки
12. Источники набора персонала, отличительные черты
13. Оформление трудовых отношений
14. Оценка персонала, ее значение и цели в организации
15. Комплексная оценка персонала. Субъекты оценки персонала.
16. Виды оценки персонала
17. Современные методы оценки персонала
18. Аттестация персонала как механизм оценки, назначение, сущность, этапы.
19. Понятие и юридическая природа трудовых споров
20. Классификация трудовых споров: по характеру спора; по спорящему субъекту; по правоотношениям, из которых может возникнуть спор.
21. Принципы рассмотрения трудовых споров.
22. Система нормативных правовых актов, касающихся порядка разрешения трудовых споров.
23. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров: в комиссии по трудовым спорам (КТС); в суде.
24. Понятие и виды коллективных трудовых споров.
25. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров: примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже.
26. Система государственных органов, отвечающих за разработку и реализацию политики в сфере труда и занятости.
27. Законодательные и нормативно-методические акты Алтайского края в области труда и занятости.
28. Федеральные и краевые программы в области занятости, реализуемые в Алтайском крае.
29. Рынок труда Алтайского края. Стратегии поведения соискателя.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ю. Рогожин Управление персоналом : учебник М.; Берлин: Директ-Медиа, // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=253718&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
Э4 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Э5 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru/
Э6 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru/
Э7 Энциклопедия делопроизводства http://www.edou.ru/enc
Э8 Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru
Э9 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru
Э10 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
Э11 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью курса «Организация работы с персоналом» является изучение основных направлений работы с персоналом организации.
Изучение дисциплины направлено на получение теоретических знаний и практических навыков по основным направлениями работы с персоналом организации.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Курс состоит из 3 разделов.
В первом разделе студенты изучают теоретические и нормативно-правовые основы организации работы с персоналом как элемента системы управления. При этом следует обратить внимание на трактовку понятий «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «кадровый менеджмент», содержание понятия «персонал организации». В этом же разделе необходимо изучить методы управления персоналом: экономические, социальные, психологические, организационно-административные, правовые, производственно-технологические, их сущность и области применения. А также методы управления группами и формирование команды как важного элемента эффективности организации. В ходе практических занятий магистранты рассматривают актуальные направления, дискуссионные вопросы и решают практические задачи.
Второй раздел посвящен вопросам набора, оценки, аттестация персонала, а также мотивации и профессионального обучения персонала. При изучении материалов по темам второго раздела учащимся следует обратить внимание на правовое регулирование данных вопросов, как в Трудовом кодексе РФ, так и в некоторых других законодательных актах, а также следует учитывать, что процедуры приема нового сотрудника, оценки и аттестации персонала должны документироваться. В рамках практических заданий магистранты получают навыки работы с нормативно-правовыми актами, а также рассматривают практический опыт по соответствующим темам.
Третий раздел ориентирован на изучение особенностей рынка труда Алтайского края и формированию представлений о стратегии поведения соискателя у обучающихся. Магистрантам необходимо изучить законодательные и нормативно-методические акты Алтайского края в области труда и занятости, федеральные и краевые программы в области занятости, реализуемые в Алтайском крае. На практических занятиях учащиеся изучают возможные источники поиска вакансий, получают практические навыки подготовки и проведения собеседований.
Во время самостоятельной работы магистрантам рекомендуется изучать нормативно-методические документы, учебные, научные и периодические издания, содержащие актуальные вопросы и сложившуюся практику по вопросам организации работы с персоналом.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Экзамен может проводиться в форме теста или устно по билетам. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения экзамена представлен в Фонде оценочных средств.