Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_ДСиА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 50 | 76 | 50 |
Итого | 108 | 82 | 108 | 82 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения |
ПК-7 | способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | направления совершенствования государственного управления в РФ, принципы открытого государственного управления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и принимать организационные управленческие решения, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, взаимодействия с институтами гражданского общества |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации | ||||||
1.1. | Общество как открытая система. Информационное общество. Задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. | Лекции | 3 | 8 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
1.2. | Общество как открытая система. Информационное общество. Задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 2. Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации | ||||||
2.1. | Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти. Концепция открытых данных. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных». | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 3. Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации | ||||||
3.1. | Основные принципы открытых данных. Правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным. Правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, а также иных требований к размещению в форме открытых данных. Правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. Размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных. Паспорт набора данных. Проактивное раскрытие общедоступной информации. | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 4. Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации | ||||||
4.1. | Этапы опубликования информации в форме открытых данных. Использование машиночитаемых открытых форматов при сборе, обработке, хранении и публикации сведений. Реестр открытых данных. Планы (дорожные карты) внедрения принципов открытости в деятельности органов власти. Доказательность введения федеральными органами исполнительной власти режима ограниченного доступа к информации. | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 5. Технологии опубликования открытых данных | ||||||
5.1. | Технические требования к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования. Требования к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 6. Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных | ||||||
6.1. | Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Формы мониторинга. Методы отбора экспертов и формирования экспертных групп. Индекс открытости органов власти. | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 7. Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти | ||||||
7.1. | Необходимость механизмов «обратной связи» с населением и общественного контроля над деятельностью органов власти. Референтные группы. Стейкхолдеры. Краудсорсинг. Общественное участие. Общественное обсуждение и экспертное сопровождение со стороны гражданского общества. | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
7.2. | Изученмие литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету. | Сам. работа | 3 | 50 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации Технологии опубликования открытых данных Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова | Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Увеличилась роль диалога в повседневном общении людей, социальных групп и структур. Эти процессы отражены в концепции «Открытого правительства», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти. Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества. Сегодня в нашей стране уже сложились необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государством услуг, повышения качества, результативности и прозрачности деятельности органов власти. В то же время, необходимо признать, что реализация качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности органов власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства. Изучение механизмов взаимодействия органов власти и общества в Российской Федерации не имеет в настоящее время должной степени проработанности, что определяется их недостаточной институциональной зрелостью. Целью освоения учебной дисциплины «Открытые данные» является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти. Дисциплина состоит из семи разделов. В первом разделе «Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации» формируется представление об обществе как открытой системе, дается представление об информационном обществе, раскрываются задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Второй раздел «Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации» посвящен изучению правовых аспектов открытости органов власти. В третьем разделе «Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации» раскрываются такие вопросы, как: принципы открытых данных, правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным,. правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. В разделе «Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации» формируется представление об этапах опубликования информации в форме открытых данных. В разделе «Технологии опубликования открытых данных» формируется представление о технических требованиях к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных; требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам и проч. Отдельное внимание уделяется требованиям к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. Раздел «Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных» посвящен изучению методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, формам мониторинга и методам отбора экспертов и формирования экспертных групп. Последний раздел «Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти» формирует представление о референтных группах, краудсорсинге, общественном участие, общественном обсуждении и экспертном сопровождении со стороны гражданского обществ. В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы открытыми данными. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |