МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Открытые данные
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 50 76 50
Итого 108 82 108 82

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.В. Тарасова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Открытые данные

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения
ПК-7: способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.направления совершенствования государственного управления в РФ, принципы открытого государственного управления
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и принимать организационные управленческие решения, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, взаимодействия с институтами гражданского общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации
1.1. Общество как открытая система. Информационное общество. Задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Лекции 3 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1
1.2. Общество как открытая система. Информационное общество. Задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Практические 3 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 2. Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации
2.1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти. Концепция открытых данных. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных». Практические 3 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 3. Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации
3.1. Основные принципы открытых данных. Правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным. Правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, а также иных требований к размещению в форме открытых данных. Правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. Размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных. Паспорт набора данных. Проактивное раскрытие общедоступной информации. Практические 3 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 4. Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации
4.1. Этапы опубликования информации в форме открытых данных. Использование машиночитаемых открытых форматов при сборе, обработке, хранении и публикации сведений. Реестр открытых данных. Планы (дорожные карты) внедрения принципов открытости в деятельности органов власти. Доказательность введения федеральными органами исполнительной власти режима ограниченного доступа к информации. Практические 3 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 5. Технологии опубликования открытых данных
5.1. Технические требования к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования. Требования к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. Практические 3 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 6. Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных
6.1. Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Формы мониторинга. Методы отбора экспертов и формирования экспертных групп. Индекс открытости органов власти. Практические 3 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1
Раздел 7. Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти
7.1. Необходимость механизмов «обратной связи» с населением и общественного контроля над деятельностью органов власти. Референтные группы. Стейкхолдеры. Краудсорсинг. Общественное участие. Общественное обсуждение и экспертное сопровождение со стороны гражданского общества. Практические 3 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1
7.2. Изученмие литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету. Сам. работа 3 50 ПК-2, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации
Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации
Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации
Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации
Технологии опубликования открытых данных
Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных
Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения
Приложение 1.   Открытые данные.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3525
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Увеличилась роль диалога в повседневном общении людей, социальных групп и структур. Эти процессы отражены в концепции «Открытого правительства», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти.
Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества.
Сегодня в нашей стране уже сложились необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государством услуг, повышения качества, результативности и прозрачности деятельности органов власти. В то же время, необходимо признать, что реализация качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности органов власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства.
Изучение механизмов взаимодействия органов власти и общества в Российской Федерации не имеет в настоящее время должной степени проработанности, что определяется их недостаточной институциональной зрелостью.
Целью освоения учебной дисциплины «Открытые данные» является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти.
Дисциплина состоит из семи разделов. В первом разделе «Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации» формируется представление об обществе как открытой системе, дается представление об информационном обществе, раскрываются задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Второй раздел «Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации» посвящен изучению правовых аспектов открытости органов власти. В третьем разделе «Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации» раскрываются такие вопросы, как: принципы открытых данных, правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным,. правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. В разделе «Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации» формируется представление об этапах опубликования информации в форме открытых данных. В разделе «Технологии опубликования открытых данных» формируется представление о технических требованиях к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных; требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам и проч. Отдельное внимание уделяется требованиям к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. Раздел «Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных» посвящен изучению методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, формам мониторинга и методам отбора экспертов и формирования экспертных групп. Последний раздел «Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти» формирует представление о референтных группах, краудсорсинге, общественном участие, общественном обсуждении и экспертном сопровождении со стороны гражданского обществ.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы открытыми данными. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.