МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.•сформировать научное представление о социологии труда и экономической социологии как отраслевых социологических дисциплинах и элементах общей системы знаний о труде и экономике,
•сформировать представление о труде как целесообразной деятельности людей, как социально-экономическом процессе,о функциях труда,способах его организации,составе субъектов труда и их характеристиках,трудовой мотивации и поведении в сфере труда;
•познакомить на практике с особенностями социально-экономической политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций,социальной защиты работников.
Задачи:
Дать представление о труде как целесообразной деятельности людей,как социально-экономического процесса,о функциях труда, способах его организации,о составе субъектов труда и их характеристиках, трудовой мотивации и поведении;
Способствовать овладению теоретико-методологических основ и методов изучения сферы труда,обобщить и систематизировать ранее приобретенные студентами разрозненные знания о труде как объекте социологического исследования;
Привить навыки анализа современных социальных явлений и процессов в сфере труда,научить выявлять,рассматривать социальные явления и процессы с позиций различных субъектов труда;определять социально-экономическое положение,основные интересы, особенности трудового поведения и трудовой адаптации различных социально-трудовых групп;
Познакомить на практике с особенностями социальной политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций в сфере социально-трудовых отношений,социальной защиты работников;
предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социально-трудовых отношений в современных российских условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1 Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2 Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3 Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о структуре субъектов труда и трудовых отношений,трудовой мотивации,видов и форм трудового поведения,механизмов регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений в целом,понимать сущность трудового конфликта и способов их выражения и разрешения;
3.2.Уметь:
3.2.1.теоретические основы социологии труда,современные теоретические концепции и проблемы науки;
использовать полученные знания в социологической практике,практике социального управления,уметь делать прогнозы и принимать решения в области регулирования социально-трудовых отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа современных социальных проблем в сфере труда,научиться выявлять,рассматривать социальные явления и процессы, тенденции с позиций различных субъектов труда;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Общее представление об экономической социологии Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Общее представление об экономической социологии Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Основы экономической мотивации Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Основы экономической мотивации Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристика экономического поведения Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Характеристика экономического поведения Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Характеристика экономического поведения Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Экономическая культура как социальная память в экономике Сам. работа 4 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Сеть как условие экономического действия Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Сеть как условие экономического действия Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Неформальная экономика Сам. работа 4 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России.
2.Современные особенности безработицы в России.
3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях.
4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России.
5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России.
6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций.
7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов.
8.Современные факторы трансформации трудовых отношений.
9.Современные проблемы мотивации труда.
10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования.
11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России.
12.Современные механизмы регулирования трудового поведения.
13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда.
14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий.
15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России.
2.Современные особенности безработицы в России.
3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях.
4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России.
5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России.
6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций.
7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов.
8.Современные факторы трансформации трудовых отношений.
9.Современные проблемы мотивации труда.
10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования.
11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России.
12.Современные механизмы регулирования трудового поведения.
13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда.
14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий.
15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Г. Е. Алпатова Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/AA31B821-F786-4B67-BADD-7C0CEA33616E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Кохова Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономический портал
Э2 www.socpol.ru
Э3 Электронный журнал «Экономическая социология»
Э4 Курс в moodle «Экономическая социология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт"
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям

Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Рабочая программа дисциплины определяет самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа предусматривает доработку и оформление записей по лекционному материалу; конспектирование и работу с книгой, документами, первоисточниками; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по дисциплине.

8.2. Методические рекомендации для студентов по проведению практических занятий

На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

8.3. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала.