МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рукописные собрания музеев и библиотек
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 201
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 201 201 201 201
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Рукописные собрания музеев и библиотек

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н.Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-13: способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему музеев и библиотек России;
особенности работы с рукописными фондами музеев и библиотек России и зарубежных стран.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с рукописными собраниями музеев и библиотек;
анализировать ценность документов с целью их хранения;
ориентироваться системе рукописных фондов музеев и библиотек.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с рукописными документами (собраниями) библиотек и музеев

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры
1.1. Библиотека и музей как социальный институт. Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Классификация музеев и библиотек
2.1. Профили музеев: исторические, краеведческие, естественно-научные, художественные, мемориальные, краеведческие, комплексного профиля: их отличительные черты и общие принципы функционирования. Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные направления деятельности научных библиотек. Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-13 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Рукописные фонды библиотек и музеев
3.1. Рукописные фонды библиотек и музеев Лекции 3 2 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Рукописные фонды библиотек России. Основные направления работы с рукописными собраниями библиотек, их характеристика. Характеристика форм использования рукописных собраний библиотек: проблемы и перспективы. Практические 3 2 ПК-4, ПК-13 Л2.1
3.3. Рукописные фонды музеев России. Основные направления работы с рукописными фондами музеев, их характеристика. Формы использования рукописных собраний музеев Практические 3 2 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Изучение литературы и источников по курсу Сам. работа 3 141 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Экзамен 3 9 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Музей как институт сохранения и популяризации культурного наследия.
2. Библиотека как социальный институт.
3. Социальные функции музеев.
4. Социальные функции библиотек.
5. Типология музейных учреждений.
6. Типология библиотек.
7. Типология музейных предметов.
8. Типы и виды музейных коллекций.
9. Основные направления деятельности научных библиотек.
10. Принципы комплектования библиотечных фондов.
11. Организация хранения книжного фонда.
12. Научно-справочный аппарат современной библиотеки.
13. Научно-справочный аппарат книги
14. Основные виды справочных изданий
15. Экспозиционная работа музеев
16. Выставочная деятельность музеев и библиотек
17. Рукописные фонды музеев (архивы музеев).
18. Использование рукописных фондов музеев
19. Оцифровка рукописных фондов музеев.
20. Важнейшие факторы развития современных музеев и библиотек.
22. Новые технологии в работе с рукописными фондами музеев и библиотек
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Перечень оценочных средств представлен в ФОС (см. приложение)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/990
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках: Издательство "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/13551
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека естественной Академии наук (БЕН) - http://www.benran.ru/ http://www.benran.ru/
Э2 Библиотека Академии наук (БАН) - http://www.rasl.ru/ http://www.rasl.ru/
Э3 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) - http://www.inion.ru/index.php http://www.inion.ru/index.php
Э4 Всероссийский институт научной информации по техническим наукам (ВИНИТИ) - http://www.viniti.ru/ http://www.viniti.ru/
Э5 Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН) - http://www.spsl.nsc.ru/ http://www.spsl.nsc.ru/
Э6 Отделение ГПНТБ СО РАН Центральная библиотека Новосибирского Академгородка) - http://www.prometeus.nsc.ru/about/ http://www.prometeus.nsc.ru/about/
Э7 Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/ http://www.rsl.ru/
Э8 Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) - http://www.gpntb.ru/ http://www.gpntb.ru/
Э9 Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) - http://www.libfl.ru/ http://www.libfl.ru/
Э10 Государственная публичная историческая библиотека России(ГПИБ) - http://www.shpl.ru/ http://www.shpl.ru/
Э11 Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/ http://www.nlr.ru/
Э12 Российская Государственная Библиотека по Искусству (РГБИ) - http://www.liart.ru/about1.php http://www.liart.ru/about1.php
Э13 Русский гуманитарный интернет-университет - http://www.vusnet.ru/ http://www.vusnet.ru/
Э14 Музеи России – каталог музеев России – http://www.museum.ru/mus/ http://www.museum.ru/mus/
Э15 Мир музея – сайт журнала «Мир музея», посвященного музейному делу и культурному наследию – http://www.mirmus.ru/ http://www.mirmus.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек.
Дисциплин состоит из трех разделов, которые посвящены изучению библиотек и музеев как социальных институтов, профилей и разновидностей музеев и библиотек. При изучении курса акцент сделан на изучении рукописных собраний музеев и библиотек, основные направления работы с рукописными собраниями, характеристике форм использования рукописных.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с рукописными собраниями музеев и библиотек. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на вопросы, подготовка докладов и проч.).
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.