Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02_ДиА-45-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 201 | 201 | 201 | 201 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров
1.1. | является изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-4 | способность самостоятельно работать с различными источниками информации |
ПК-13 | способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему музеев и библиотек России; особенности работы с рукописными фондами музеев и библиотек России и зарубежных стран. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с рукописными собраниями музеев и библиотек; анализировать ценность документов с целью их хранения; ориентироваться системе рукописных фондов музеев и библиотек. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с рукописными документами (собраниями) библиотек и музеев |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры | ||||||
1.1. | Библиотека и музей как социальный институт. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Классификация музеев и библиотек | ||||||
2.1. | Профили музеев: исторические, краеведческие, естественно-научные, художественные, мемориальные, краеведческие, комплексного профиля: их отличительные черты и общие принципы функционирования. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные направления деятельности научных библиотек. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-13 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Рукописные фонды библиотек и музеев | ||||||
3.1. | Рукописные фонды библиотек и музеев | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Рукописные фонды библиотек России. Основные направления работы с рукописными собраниями библиотек, их характеристика. Характеристика форм использования рукописных собраний библиотек: проблемы и перспективы. | Практические | 3 | 2 | ПК-4, ПК-13 | Л2.1 |
3.3. | Рукописные фонды музеев России. Основные направления работы с рукописными фондами музеев, их характеристика. Формы использования рукописных собраний музеев | Практические | 3 | 2 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Изучение литературы и источников по курсу | Сам. работа | 3 | 141 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Экзамен | 3 | 9 | ПК-4, ПК-13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Музей как институт сохранения и популяризации культурного наследия. 2. Библиотека как социальный институт. 3. Социальные функции музеев. 4. Социальные функции библиотек. 5. Типология музейных учреждений. 6. Типология библиотек. 7. Типология музейных предметов. 8. Типы и виды музейных коллекций. 9. Основные направления деятельности научных библиотек. 10. Принципы комплектования библиотечных фондов. 11. Организация хранения книжного фонда. 12. Научно-справочный аппарат современной библиотеки. 13. Научно-справочный аппарат книги 14. Основные виды справочных изданий 15. Экспозиционная работа музеев 16. Выставочная деятельность музеев и библиотек 17. Рукописные фонды музеев (архивы музеев). 18. Использование рукописных фондов музеев 19. Оцифровка рукописных фондов музеев. 20. Важнейшие факторы развития современных музеев и библиотек. 22. Новые технологии в работе с рукописными фондами музеев и библиотек |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень оценочных средств представлен в ФОС (см. приложение) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лихачев Н.П. | Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках: | Издательство "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека естественной Академии наук (БЕН) - http://www.benran.ru/ | www.benran.ru | ||
Э2 | Библиотека Академии наук (БАН) - http://www.rasl.ru/ | www.rasl.ru | ||
Э3 | Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) - http://www.inion.ru/index.php | www.inion.ru | ||
Э4 | Всероссийский институт научной информации по техническим наукам (ВИНИТИ) - http://www.viniti.ru/ | www.viniti.ru | ||
Э5 | Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН) - http://www.spsl.nsc.ru/ | www.spsl.nsc.ru | ||
Э6 | Отделение ГПНТБ СО РАН Центральная библиотека Новосибирского Академгородка) - http://www.prometeus.nsc.ru/about/ | www.prometeus.nsc.ru | ||
Э7 | Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/ | www.rsl.ru | ||
Э8 | Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) - http://www.gpntb.ru/ | www.gpntb.ru | ||
Э9 | Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) - http://www.libfl.ru/ | www.libfl.ru | ||
Э10 | Государственная публичная историческая библиотека России(ГПИБ) - http://www.shpl.ru/ | www.shpl.ru | ||
Э11 | Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/ | www.nlr.ru | ||
Э12 | Российская Государственная Библиотека по Искусству (РГБИ) - http://www.liart.ru/about1.php | www.liart.ru | ||
Э13 | Русский гуманитарный интернет-университет - http://www.vusnet.ru/ | www.vusnet.ru | ||
Э14 | Музеи России – каталог музеев России – http://www.museum.ru/mus/ | www.museum.ru | ||
Э15 | Мир музея – сайт журнала «Мир музея», посвященного музейному делу и культурному наследию – http://www.mirmus.ru/ | www.mirmus.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Цель освоение дисциплины - изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек. Дисциплин состоит из трех разделов, которые посвящены изучению библиотек и музеев как социальных институтов, профилей и разновидностей музеев и библиотек. При изучении курса акцент сделан на изучении рукописных собраний музеев и библиотек, основные направления работы с рукописными собраниями, характеристике форм использования рукописных. В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с рукописными собраниями музеев и библиотек. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на вопросы, подготовка докладов и проч.). При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |