МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные международные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Современные международные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 28.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 28.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о взаимоотношениях государств на международной арене, процессах и механизмах принятия решений, выработки внешнеполитического курса ведущими мировыми державами в условиях развития системы международных отношений поле окончания "холодной войны".
Задачи:
1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современных международных отношений.
2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам современных международных отношений
3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса.
4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современных международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные закономерности развития и функционирования системы современных международных отношений;
-основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам современных международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять логику и закономерности процесса становления и развития современных международных отношений
- формулировать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации в сфере международных отношений и о путях (тенденциях) ее развития и последствиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современных международных отношений
- навыками анализа современной международной ситуации в целом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Современные международные отношения»
1.1. Введение в курс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные характеристики современной системы международных отношений
2.1. Основные характеристики современной системы международных отношений Лекции 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Глобальное измерение современных международных отношений
3.1. Международные отношения в "эпоху джихада" Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы контроля над распространением ядерного оружия в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. США в современных международных отношениях
4.1. США в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Атлантические и трансатлантические отношения
5.1. Атлантические и трансатлантические отношения Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. ЕС и его ведущие страны-участники в международных отношениях
6.1. Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Отношения ЕС и Россия на рубеже XX–XXI вв. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Германия в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Франция в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Великобритания в международных отношениях 1990-х — 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Общеевропейский процесс
7.1. Общеевропейский процесс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Международные отношения в связи с распадом Югославии
8.1. Международные отношения в связи с распадом Югославии Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Отношения между Россией и новыми странами Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии
9.1. «Советское наследие» в международных отношениях Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Китай в современных международных отношениях
10.1. Китай в современных международных отношениях Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю
11.1. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 6 66 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1248

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Сторонники этой концепции исходят из узкой трактовки национальных интересов США как ограничиваемых защитой своих суверенитета, территориальной целостности и безопасности:
А. «избирательное вовлечение»
Б. «согласованная безопасность»
В. гегемония США
Г. неоизоляционизм
Д. транснационализм
Ответ: Г

2. Укажите характеристику международной организации Интерпол.
А. международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества
Б. международная правозащитная неправительственная организация
В. международное объединение национальных правоохранительных органов
Г. неофициальный форум лидеров ведущих государств Запада
Ответ: В

3. Парадигма, сторонники которой рассматривают международную политику как анархию, потенциальную «войну всех против всех», называется
А. идеализм
Б. реализм
В. марксизм
Г. модернизм
Ответ: Б

3. Отметьте институты Европейского Союза.
А. Европейская комиссия
Б. Совет ЕС
В. Европейский Совет
Г. Европейский парламент
Д. Суд ЕС
Е. Европейский центральный банк
Ж. Палата аудиторов
Ответ: А, Б, В, Г, Д, Ж

4. Что дало основание американскому исследователю Ф. Фукуяме объявить о «завершении истории»?
А. расширение НАТО на Восток и принятие программы «Партнерство Ради Мира»
Б. качественное изменение соотношения между демократией и авторитаризмом в глобальном масштабе
В. либерализация торговли и создание Всемирной Торговой Организации
Г. расширение и углубление европейской интеграции в рамках Европейского Союза
Д. возникновение новых парадигм международных отношений
Ответ: Б

5. Концепция глобализации несет на себе влияние
А. модернистских подходов
Б. неомарксистских подходов
В. неолиберальных подходов
Г. неореалистических подходов
Д. традиционалистских подходов
Ответ: В

6. Наиболее важными направлениями действий по глобальной позитивной повестке дня являются:
А. преодоление бедности, борьба с голодом, содействие социально-экономическому развитию наиболее отсталых стран и народов
Б. поддержание экологического и климатического баланса
В. решение крупнейших глобальных проблем в области экономики, науки, культуры, здравоохранения
Г. борьба с терроризмом, международной преступностью и другими проявлениями деструктивной активности
Д. создание глобального правительства
Ответ: А, Б, В

7. Какое слово означает процесс всемирной экономической, политической, культурной унификации?
А. постмодернизация
Б. интеграция
В. глобализация
Г. мультикультурализм
Ответ: В

8. В состав Генеральной Ассамблеи ООН входят
А. только члены Совета Безопасности ООН
Б. только страны «большой восьмерки»
В. 18 постоянных членов
Г. все страны-члены ООН
Ответ: Г

9. Отметьте термин, который используется для определения формы политической
власти, предполагающей способность добиваться желаемых результатов на основе симпатии и привлекательности.
А. мягкая сила
Б. помощь развитию
В. гуманитарная интервенция
Ответ: А

10. Укажите основные аспекты гонки вооружений.
А. Увеличение военных расходов
Б. Создание новых видов оружия и модернизация вооружений
В. Проведение гуманитарных операций
Г. Увеличение ядерного потенциала
Д. Создание новых военных баз и укреплений
Ответ: А, В, Г, Д

11. Верно ли, что современные международные отношения – это отношения по поводу самых разнообразных сторон развития общества?
А. верно
Б. неверно
Ответ: А

12. Верно ли, что появление новых государств не влияет на современные международные отношения?
А. верно
Б. неверно
Ответ: Б

13. Верно ли, что США могут быть для международной системы как источником серьезных стрессов, так и авторитетным инициатором и агентом кооперативного взаимодействия.
А. верно
Б. неверно
Ответ: А

14. Верно ли, что процессы глобализации, развитие глобального управления и международного регулирования не «отменяют» государства, не задвигают его на задний план международных отношений?
А. верно
Б. неверно
Ответ: А

15. Какая из внешнеполитических идей Китая реализуется как экономический проект?
А. Нитка жемчуга
Б. Гармоничный мир
В. Великий шелковый путь
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое «мягкая сила»?
Ответ: Понятие «мягкая сила» в теорию международных отношений ввел в 1990 г. профессор Гарвардского университета, американский политолог Дж.Най. По его мнению, «мягкая сила» представляет собой использование политических идеалов и убеждения для оказания необходимого влияния на население других стран без силового, в том числе военного, давления. Согласно концепции Дж.Ная, к «мягкой силе» государства относятся экономическая модель его развития, его культура, идеология и ценностные ориентации и сила влияния в международных делах. Говоря о культурном влиянии, Дж.Най, прежде всего, имел в виду американскую массовую культуру. Внедряя в других странах свои культурные ценности, идеологию и социальный строй, США всячески пытаются выставлять их как образец поведения.

2. Почему Россия считает угрозой расширение НАТО?
Ответ: Россия считает расширение НАТО на свои границы угрозой по нескольким причинам: 1) Геополитические интересы: Россия считает, что расширение НАТО на восток противоречит её интересам в регионе. Россия не желает, чтобы рядом с её границами действовал военный блок, что ограничивает её влияние на Балтийском море и в бывших республиках СССР. 2) Безопасность: Россия считает, что расширение НАТО противоречит её национальной безопасности. Россия боится, что её границы станут менее защищенными, так как силы НАТО будут находиться рядом с ними. Россия считает, что это может стать источником возможных потенциальных конфликтов и угроз, особенно если эти силы будут располагаться на территориях покровительствуемых Россией стран. 3) Некоторые эксперты считают, что в основе обеспокоенности России лежит не столько реальная угроза, сколько спекулятивный характер её обоснования. По их мнению, Россия вынуждена создавать «образ внешнего врага» для укрепления национального единства.

3. Назовите основные черты современной системы международных отношений.
Ответ: Современная система международных отношений представляет собой комплексное явление, включающее в себя разнообразные элементы. Основные черты этой системы: 1) Глобализация: ускорение глобализации экономических, политических, информационных, культурных и других процессов, взаимодействие и взаимозависимость между государствами и другими участниками международных отношений. 2) Мультиполярность: наличие нескольких центров власти, таких как США, Китай, Россия, Европейский союз и другие, что означает снижение роли и влияния США, доминировавших до недавнего времени. 3) Расширение глобального сообщества: присоединение новых государств к ООН, глобальным канонам и договорам, а также рост числа негосударственных участников, таких как транснациональные корпорации и неправительственные организации. 4) Усложнение рисков и вызовов: резкое увеличение неопределенности, разнообразия и разнонаправленности рисков и вызовов, таких как кибербезопасность, трансграничная преступность, терроризм, наркотики, беженцы, экономические и климатические вызовы. 5) Развитие международного права, активная деятельность международных организаций и участие государств в многочисленных международных договорах и конвенциях. 6) Информационные технологии: рост значимости информации и её использование в международных отношениях, включая новые формы международной коммуникации, развитие цифровой дипломатии и кибервойн.
Эти черты системы международных отношений не исчерпывают всего множества процессов и тенденций. Оценка ситуации может меняться, в зависимости от динамики и появления новых факторов.

4. Чем современный миропорядок отличается от Ялтинско-Потсдамского миропорядка?
Ответ: Современный миропорядок отличается от прежнего миропорядка, который был установлен после окончания Второй мировой войны, по нескольким основным причинам: 1)
Мультиполярность: В Ялтинско-потсдамском миропорядке было два главных центра власти - США и СССР, которые контролировали большинство мировых событий. В современной системе международных отношений существуют несколько центров власти, таких как США, Китай, Россия, Европейский союз, Индия, Япония и другие, что означает снижение роли и влияния доминировавших ранее двух государств. 2) Глобализация: резкое ускорение процесса глобализации экономических, политических, информационных, культурных и других процессов, которые приводят к взаимодействию и взаимозависимости между государствами и другими участниками международных отношений. 3) Появление новых участников мировой политики: рост числа негосударственных участников международных отношений, таких как ТНК корпорации и НПО, которые обладают значительной экономической, политической и социальной мощью. 4) Низкий уровень доверия между государствами в условиях частого нарушения международного права. 5) Резкое увеличение неопределенности, разнообразия и разнонаправленности рисков и вызовов, таких как кибербезопасность, трансграничная преступность, терроризм, наркотики, беженцы, экономические и климатические вызовы. 6) Увеличение значимости информации, информационных технологий и их использование в международных отношениях, включая новые формы международной коммуникации, развитие цифровой дипломатии и кибервойн.

5. Какие международные последствия вызвала «арабская весна» 2011–2013 гг.?
Ответ: Арабская весна, начатая в 2011 году в Тунисе и распространившаяся на другие страны Ближнего Востока и Северной Африки, вызвала значительные международные последствия. 1) Распространение революционного настроения: она вдохновила протесты и восстания в ряде других стран мира, таких как Бразилия, Испания и Гонконг. 2) Гражданские войны и конфликты: В ряде стран, где произошли волнения во время Арабской весны, возникли гражданские войны и военные конфликты. В таких странах, как Ливия и Сирия, гражданские войны привели к разрушению экономики и значительным человеческим страданиям. 3) Иммиграция и беженцы: Миллионы людей покинули свои дома, и многие из них пытались искать убежище и лучшую жизнь в Европе, что стало вызовом для Европейского союза и привело к значительному политическому и социальному напряжению в регионе. 4) Изменение баланса сил в регионе: «Арабская весна» повлияла на политический и геополитический пейзаж в Ближнем Востоке. Власть была свергнута в некоторых странах, а политические системы претерпели существенные изменения. Региональные силы меняли свои отношения и строили новые альянсы, что привело к изменению баланса влияния. 5) Рост радикальных исламистских групп: Во время хаоса и нестабильности в некоторых странах, радикальные исламистские группы, такие как ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта), смогли расширить свою зону влияния. Это привело к усилению террористической деятельности и угрозе безопасности в регионе и за его пределами.
Арабская весна имела широкие и значительные международные последствия, которые все еще влияют на политику и геополитическую ситуацию в регионе.

6. В чем различаются американский и европейский взгляды на развитие трансатлантических отношений в XXI веке??
Ответ: Американские и европейские взгляды на развитие трансатлантических отношений всё чаще рассматриваются в контексте глобальных вызовов и угроз, таких как изменение климата, терроризм, цифровая безопасность, экономическая конкуренция и другие проблемы, требующие совместного принятия решений. США стремятся сохранить свою главенствующую роль в международной политике, поддерживать свою военную и экономическую мощь и укреплять региональные союзы, такие как НАТО. Вместе с тем некоторые американские политики призывают к более строгой позиции по отношению к Европе, особенно в отношении торговых споров и военных расходов в НАТО. Европейский союз ставит перед собой задачу наращивания европейской обороноспособности и роли в мировой политике, а также в укреплении единства и солидарности между европейскими странами. Однако, нерешенные экономические и социальные проблемы, такие как миграция и кризис евро, ослабляют общую позицию. Кроме того, существуют различия в отношении к глобальным проблемам. Например, Европейский союз активно пропагандирует защиту окружающей среды и климата, тогда как США признают важность данного вопроса, но при этом активно продвигают свою нефтегазовую промышленность. В целом, несмотря на расхождения, США и ЕС продолжают сотрудничать во многих областях, таких как трансатлантическая торговля, Косово, борьба с исламским экстремизмом и другие глобальные проблемы, и считается, что трансатлантические отношения останутся стратегически важными для обеих сторон.

7. Удалось ли Западу решить косовскую проблему?
Ответ: Косовская проблема была решена с точки зрения признания её независимости, но её негативные последствия остаются актуальными на Балканах до сих пор. В 1998 году началась война между косовскими албанцами и войсками Сербии, которая завершилась в 1999 году после вмешательства НАТО в конфликт. Косово стало территорией, управляемой международными организациями и под надзором ООН. В 2008 году оно провозгласило независимость и было признано около 100 стран мира, включая США и большинство стран ЕС. Однако, сербское правительство и многие другие страны не признали независимость Косово. После провозглашения независимости международное сообщество приняло ряд мер для стабилизации ситуации на Балканах. В том числе были развернуты силы международных миссий по контролю ситуации в Косово, силы НАТО продолжили свое присутствие, были созданы механизмы для разрешения споров между Косово и Сербией и другие меры для улучшения жизни людей на Балканах. Однако, факт независимости Косово продолжает оставаться одной из причин резкого ухудшения отношений между Сербией и многими странами Запада. Фактически, решение косовской проблемы не было полностью удовлетворительным для всех сторон и продолжает иметь значительные последствия для региона.

8. Почему Россия негативно восприняла программу Восточного партнерства ЕС?
Ответ: Программа Восточного партнерства ЕС была запущена в 2009 году и предполагала расширение сотрудничества между Европейским союзом и шестью странами Восточной Европы: Беларусью, Украиной, Молдовой, Арменией, Грузией и Азербайджаном. Однако, Россия негативно отнеслась к этой программе и рассматривала ее как попытку Европейского союза расширить свое влияние на страны, которые традиционно считались российской сферой влияния. Кроме того, Россия опасалась, что эта программа может привести к усилению европейской поддержки украинского и грузинского присоединения к Европейскому союзу (что в дальнейшем действительно произошло). В 2013 году, когда Украина собиралась подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия предложила Киеву создание Таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Некоторые эксперты утверждают, что это было сделано для того, чтобы предотвратить украинское присоединение к Европейскому союзу и усилить российскую интеграцию с бывшими советскими республиками. Таким образом, Россия рассматривает любые попытки Европейского союза расширения своей сферы влияния на бывших советских республиках в качестве угрозы своей геополитической безопасности и своих интересов.

9. Каковы основные причины провала стратегии США в отношении Афганистана после 2001 г.?
Ответ: Основные причины провала стратегии США в отношении Афганистана после 2001 года можно перечислить следующим образом: 1) Неэффективность военной стратегии. В начале военной операции в Афганистане осенью 2001 г. США применили почти все свои ресурсы и военную мощь для уничтожения террористических группировок в стране. Однако, большинство террористов смогли скрыться, и американские военные были вынуждены оставаться в Афганистане, чтобы бороться с боевиками, которые скрывались среди мирного населения. Постоянные боевые действия привели к усталости американских солдат и потере контроля над определенными районами. 2) Высокая коррумпированность афганского правительства. Новое правительство Афганистана, установленное после свержения режима Талибана, оказалось крайне коррумпированным и неспособным обеспечить безопасность и эффективное управление в стране. Это привело к усилению влияния Талибана и укреплению позиций различных террористических группировок. 3) Недостаточная помощь для восстановления страны. Политика США в отношении Афганистана сосредоточилась в основном на военных операциях, что оставило в тени необходимость восстановления экономики и общественной инфраструктуры. Кроме того, США не смогли обеспечить достаточные средства для восстановления страны после длительной войны и перехода к мирной жизни. 4) Неэффективность международного сотрудничества. Вместе с США в войне в Афганистане участвовали многие страны. Но широкомасштабная международная коалиция не смогла обеспечить достижение общей цели. Каждая страна имела свои собственные интересы в этом регионе, что привело к разделению усилий и недостаточному сотрудничеству между странами. В целом, провал стратегии США в отношении Афганистана после 2001 года связан с тем, что американские власти недооценили сложность задачи по восстановлению и стабилизации страны и не обеспечили необходимую длительную помощь для достижения своих целей.

10. В чем различаются американский и российский взгляды на «цветные революции»?
Ответ: Американский и российский взгляды на цветные революции, как правило, различаются.
С точки зрения США, цветные революции часто воспринимаются как выражение демократических принципов и духа гражданского активизма. США часто выступают за вмешательство в дела других стран в случаях, когда нарушаются права человека и демократические принципы. Американское правительство поддерживает «цветные революции», которые привели к изменениям власти, направленным на укрепление демократических институтов, защиту прав человека и улучшение жизни граждан. С точки зрения руководства России, «цветные революции» часто воспринимаются как форма вмешательства во внутренние дела других стран и задача смены лояльных к российскому правительству режимов на более дружественные к Западу. Российские власти обвиняют Запад в провокациях, дестабилизации и диверсиях. Россия часто отвергает такие действия Запада, называя их красивыми обертками для интервенции. Таким образом, восприятие «цветных революций» зависит от конкретного контекста и отношения каждой страны к вопросам демократии, правам человека и внешней политике.

11. Каковы были основные мотивы для решения Великобритании о выходе из ЕС?
Ответ: Мотивы решения Великобритании выйти из ЕС, которые называют «брексит», могут быть различными и многие из них вызвали общественные дебаты и значительную политическую неопределенность в стране. К основным мотивам можно отнести: 1) Контроль над иммиграцией: многие граждане ощущали, что бесконтрольная миграция в ЕС создает проблемы в сфере занятости, жилья, медицинской помощи и преступности. 2) Экономические перспективы: многие подчеркивали, что Великобритания направляет значительные средства в бюджет ЕС и, на их взгляд, не получает достаточно большой отдачи. 3) Суверенитет: часть противников ЕС отстаивала идею защиты национального суверенитета и национальной гордости. 4)
Значительное регулирование со стороны ЕС: критики считали, что ЕС вносит слишком вмешивается в бизнес-процессы, а упрощение бизнес-правил будет дополнительным стимулом для экономического роста. 5) Политические аспекты: в частности, неудовлетворенность политикой ЕС некоторых маргинальных партий и социальных групп, которые получили шанс выразить свое недовольство посредством референдума.

12. Какое влияние на международные отношения оказала пандемия COVID-19?
Ответ: Пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на международные отношения во многих аспектах. 1) Ограничения на перемещение и закрытие границ между странами привели к ограничению различных, в том числе миграционных и туристических потоков, что привело к значительному снижению объемов международной торговли и обмена людьми, и поставило под угрозу глобализацию.2) Пандемия стала гуманитарным кризисом, вызвавшим настоящее испытание для многих стран, в том числе в области здравоохранения и социальной защиты населения. В ряде стран также возникла проблема дефицита тестирования и медицинского обслуживания для больных, что привело к нарастанию критических элементов в обществе. 3) Вследствие закрытия границ, ограничения различных видов деятельности, кризис в сфере занятости и т. п. многие страны столкнулись с серьезными экономическими последствиями в виде снижения и сокращения отдельных сегментов мирового рынка. 4) В мировом контексте пандемия оказала сильное влияние на роль глобальной политики, подчеркивая те проблемы, которые могут возникнуть как в реакции государств на похожие кризисы в будущем. Кроме того, пандемия также подняла тему об увеличении международного сотрудничества для решения наиболее критических вопросов, связанных с глобальными проблемами, такими как здравоохранение, снижение уровней бедности и обеспечение безопасности.

13. Какое «наследие Ялты» можно обнаружить в современной системе международных отношений?
Ответ: Наследие Ялты как сохранение элементов преемственности прослеживается: 1) Роль ООН: Одна из главных задач Ялты заключалась в подготовке создания Организации Объединенных Наций. Сегодня ООН является фундаментом системы международных отношений. 2) Значение личной дипломатии: Ялтинская конференция также стала доказательством того, что дипломатические переговоры и консультации между лидерами разных стран могут привести к важным положительным результатам на международном уровне. 3) Пределы использования военной силы: Ялтинский миропорядок поддерживал необходимость установления границ тех сфер, в которые могут вмешаться сильнейшие страны. 4) Значение международных институтов: Ялта помогла установить значимость международных учреждений в управлении глобальными проблемами, такими как международная торговля и борьба с бедностью. Многие международные организации, которые были созданы после войны, проходя свою эволюцию вплоть до сегодняшнего дня.

14. Какую роль играет в современных международных отношениях Германия?
Ответ: Германия является одним из важнейших участников современных международных отношений и играет роль одного из основных глобальных игроков. 1) Экономический лидер: Германия является лидером Европейского союза и третьей крупнейшей экономикой в мире. Значительная часть мировой торговли осуществляется через эту страну, что дает ей значительное экономическое влияние на мировой арене. 2) Германия является ключевым союзником ЕС и Запада в целом в борьбе за демократию, свободу и справедливость в мировом масштабе. 3) Лидер по урегулированию кризисов: Германия активно участвует в различных международных инициативах решения конфликтов и споров, таких как установление мира в Ливии и решение проблем сирийских беженцев. 4) Германия – организатор важных международных инициатив (например, Парижского соглашения по климату и «ядерной сделки» с Ираном). 5) Германия является важным членом НАТО и одним из основных военных союзников США, обеспечивая важное стабильность и безопасность в евроатлантическом регионе.

15. Какую роль играет в современных международных отношениях Франция?
Ответ: Франция играет одну из ключевых ролей в современных международных отношениях. 1) Франция является одним из основных лидеров Европейского союза и членов Совета Безопасности ООН. 2) Франция является второй, после Германии, крупнейшей экономикой в Европе и одной из главных в мире. Это также делает Францию одним из ключевых участников в международной торговле. 3) Франция является одним из главных культурных центров мира, оказывая значительное влияние на искусство, науку, литературу и философию, и обладает заметной «мягкой силой». 4) Франция играет важную роль в поддержании мирового порядка и безопасности в мире. Франция активно участвует в борьбе с терроризмом и национализмом, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. 5) Многие предложения, которые были внесены Францией, включены в международные соглашения и документы, такие как Конвенция о запрещении использования, производства, распространения и накопления химического оружия.

16. Какова роль экономических блоков, таких как Евросоюз и БРИКС, в современных международных отношениях?
Ответ: Экономические блоки, такие как Евросоюз и БРИКС, играют важную роль в современных международных отношениях. 1) Евросоюз и БРИКС являются крупнейшими экономическими блоками в мире. Они объединяют государства с огромными рынками и значительными экономическими ресурсами. Это позволяет им иметь значительное влияние на глобальную экономику и международную торговлю. 2) Экономические блоки также имеют политическое влияние в современных международных отношениях. Они могут выражать общие позиции по важным политическим вопросам и использовать свою экономическую мощь для достижения своих политических целей. Например, Евросоюз играет важную роль в мире благодаря своей политике общей валюты, общих внешних отношений и политической интеграции. 3) Экономические блоки способствуют развитию торговых и экономических отношений между участниками. Они содействуют снижению тарифных и нетарифных барьеров, устанавливают общие правила и стандарты для торговли и инвестиций, а также обеспечивают большую предсказуемость и стабильность в экономической сфере. 4) Экономические блоки также способствуют сотрудничеству и развитию между участниками. Они поддерживают обмен знаниями, опытом и технологиями, а также инвестиции в развитие и совместные проекты. Например, БРИКС стремится к установлению новых финансовых институтов и развитию сотрудничества в области инфраструктуры и энергетики. 5) Экономические блоки могут также иметь геополитическое влияние в международных отношениях. Они могут формировать новые центры власти и влияния, вызывать изменения в геополитическом балансе сил и влиять на геополитические стратегии других государств.
В целом, экономические блоки, такие как Евросоюз и БРИКС, имеют значительное влияние на современные международные отношения, они способствуют экономическому и политическому сотрудничеству, развитию и установлению общих правил и стандартов в мировой экономике.

17. Как влияет развитие Интернета и социальных сетей на международные отношения?
Ответ: Развитие Интернета и социальных сетей имеет значительное влияние на международные отношения. 1) Глобальная связь и коммуникации позволяют людям во всем мире быть связанными и обмениваться информацией мгновенно. Это создает новые возможности для общения международных дипломатических сообществ и гражданского общества. 2) Информационная война и манипуляции общественным мнением: Интернет и социальные сети также использовались для распространения дезинформации, фейковых новостей и пропаганды в целях манипуляции общественным мнением и влияния на политические процессы. Становится сложнее отличить правду от лжи и определить источники информации. 3) Интернет и социальные сети играют важную роль в глобальной торговле и бизнесе. Они облегчают коммуникацию, рекламу, маркетинг и продажи международных компаний. Онлайн-платформы также предлагают новые возможности для глобальных стартапов и предпринимателей, способствуя международному экономическому развитию. 4) Кибербезопасность: Кибератаки, хакерские атаки и кибершпионаж стали все более распространенными и могут иметь серьезные последствия для международных отношений, включая вопросы национальной безопасности и экономическое развитие. 5) Интернет и социальные сети предоставляют платформы для глобального лоббирования и активизма. Они позволяют гражданам и неправительственным организациям выражать свои мнения, привлекать внимание к важным вопросам и оказывать давление на правительства и международные организации.
В целом, развитие Интернета и социальных сетей имеет глубокое влияние на международные отношения, как позитивное, так и негативное, и требует адаптации и разработки новых подходов и политики для эффективного управления этими вызовами и возможностями.

18. Какие проблемы существуют в отношениях между США и Китаем?
Ответ: Отношения между США и Китаем сталкиваются с несколькими проблемами. 1) Торговый спор: США и Китай ведут долгую торговую войну, в результате которой были введены взаимные тарифы на товары. Это привело к снижению объема торговли между двумя странами и создало неопределенность для международных рынков. 2) Технологическая конкуренция: США и Китай соревнуются в области разработки и контроля передовых технологий, таких как искусственный интеллект, кибербезопасность и 5G. Споры возникают относительно интеллектуальной собственности, кибершпионажа и правил, регулирующих доступ к рынкам. 3) Политические разногласия: США выражают обеспокоенность в отношении политической системы Китая, включая нарушение прав человека, ограничение свободы слова и действия против оппозиции. Китай, в свою очередь, рассматривает вмешательство США во внутренние дела как неприемлемое. 4) Региональные конфликты: В ряде регионов, таких как Южно-Китайское море и Тайвань, существуют территориальные споры, которые вызывают напряженность в отношениях между США и Китаем. Вашингтон поддерживает союзников в регионе, таких как Тайвань, Япония и Южная Корея, что вызывает протесты со стороны Китая. 5) Кибербезопасность: США и Китай обвиняют друг друга в кибершпионаже и кибератаках, в краже коммерческой и промышленной информации, а также в попытках взлома компьютерных систем.

19. Какие глобальные вызовы стоят перед международным сообществом сегодня?
Ответ: К глобальным вызовам можно отнести следующие: изменение климата и экологические проблемы; распространение ядерного оружия; международный терроризм и экстремизм; миграционные потоки и беженцы; экономическая нестабильность и неравенство; кибербезопасность и киберугрозы; геополитические конфликты и территориальные споры; пандемии и глобальные заболевания; нарушение прав человека и гражданские конфликты; распространение фейковых новостей и информационная война; энергетическая безопасность и зависимость от нефти и газа; пиратство и международная преступность; распространение наркотиков и организованная преступность; недостаток доступа к чистой воде и продовольствию; возрастающая роль Китая и его влияние на мировые экономические отношения; нарушение международного права и незаконное использование силы; регулирование использования искусственного интеллекта и автоматизации.

20. Как глобальный климатический кризис влияет на международные отношения?
Ответ: Глобальный климатический кризис имеет серьезное влияние на международные отношения. 1) Климатический кризис может стать причиной сотрудничества между разными странами в борьбе за снижение выбросов парниковых газов и за решение проблемы, или может привести к конфликтам, если страны не могут прийти к общему соглашению по решению проблемы. 2) Глобальное потепление может привести к ухудшению экологической ситуации и, как следствие, к нарастанию миграции и беженцев. Это может вызвать разногласия между странами и привести к конфликтам. 3) Климатические изменения могут привести к резкому изменению экономической ситуации в разных регионах мира. Кроме того, стремление к уменьшению выбросов может привести к изменениям в структуре экономики и конкуренции между разными отраслями. 4) Страны мира заключают между собой международные договоры, чтобы снизить уровень выбросов к отдельным лимитам, а также координируют свои усилия в борьбе против климатических изменений. У некоторых стран регуляторные условия сильнее и их необходимо следовать, что может вызвать конфликты между странами со слабыми приоритетами по охране окружающей среды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как называются критерии, установленные для вступления в Европейский Союз?
А. маастрихтские
Б. копенгагенские
Ответ: Б

2. Из каких международных соглашений вышли США при администрации Д. Трампа?
А. Киотский протокол
Б. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе
В. Договор по открытому небу
Г. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
Д. Договор об ограничении систем противоракетной обороны
Е. Договор о вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)
Ответ: Б, В, Г

3. Какие страны участвовали в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме?
А. КНДР
Б. Республика Корея
В. Китай
Г. Франция
Д. Россия
Е. Япония
Ж. Великобритания
З. США
Ответ: А, Б, В, Д, Е, З

4. Отметьте страны Вышеградской группы.
А. Чешская Республика
Б. Венгрия
В. Словакия
Г. Польша
Д. Словения
Е. Австрия
Ж. Хорватия
Ответ: А, Б, В, Г

5. Какие цели специальной военной операции на Украине назвал президент РФ В. Путин 24 февраля 2022 г.?
А. демилитаризация
Б. денацификация
В. защита мирного населения Донбасса от геноцида со стороны киевских властей
Г. присоединение ДНР и ЛНР к России
Ответ: А, Б, В

6. Укажите страны, которые создали Евразийское экономическое сообщество в 2000 г.
А. Россия
Б. Беларусь
В. Казахстан
Г. Киргизстан
Д. Таджикистан
Е. Украина
Ж. Грузия
Ответ: А, Б, В, Г, Д

7. Какой законодательный акт делает ЕС правосубъектным?
А. Маастрихтский договор
Б. Амстердамский договор
В. Лиссабонский договор
Ответ: В

8. Кто является основным координатором внешней политики Европейского союза?
А. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности
Б. Президент Европейского Совета
В. Председатель Европейской комиссии
Ответ: А

9. Международная организация, выступающая в защиту окружающей среды, –
А. ЮНЕСКО
Б. МВФ
В. Гринпис
Г. ВТО
Ответ: В

10. Какие из перечисленных международных организаций являются глобальными?
А. ООН
Б. АСЕАН
В. МАГАТЭ
Г. Северный Совет
Д. БРИКС
Ответ: А, В, Д

11. Какие государства отказались участвовать в свержении режима Саддама Хусейна в
Ираке весной 2003 года?
А. Франция
Б. Германия
В. Великобритания
Г. США
Д. Польша
Ответ: А, Б

12. Верно ли, что Маастрихтский договор предполагал создание «европейской армии»?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

13. В каких международных проектах планировала участвовать Китайская Народная Республика?
А. Один пояс, один путь
Б. Транстихоокеанское партнерство
В. Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD)
Г. Евразийский Экономический Союз
Д. АСЕАН
Ответ: А

14. В связи с каким событием использовалось понятие «гуманитарная катастрофа»?
А. с ирано-иракским конфликтом 1980-х гг.
Б. с арабо-израильским конфликтом 1973 г.
В. с косовским кризисом 1999 г.
Г. с Карибским кризисом 1962 г.
Ответ: В

15. Основным документом, определяющим отношения между Россией и ЕС в начале
XXI в., можно считать
А. «Дорожные карты» по 3 общим пространствам (2005 г.)
Б. Соглашение о сотрудничестве и партнерстве (1997 г.)
В. Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия–ЕС (2007 г.)
Г. Минские соглашения 2014–2015 гг.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте характеристику китайской стратегии «Нить жемчуга».
Ответ: Стратегия «Нить жемчуга» – это инфраструктурная и экономическая стратегия, предложенная Китаем в 2013 году. Она направлена на укрепление торговых и перевозочных связей между Китаем и другими странами Азии, Африки и Европы. Идея состоит в создании нового Шелкового Пути, который будет соединять Китай с более чем 60 странами. Цель стратегии – это улучшение торговых связей между Китаем и другими странами, таким образом обеспечивая экономическое развитие и содействие выработке регионального сотрудничества. Стратегия включает в себя несколько ключевых элементов: 1) Новые магистральные и железнодорожные линии, которые будут соединять различные регионы мира, в том числе Китай с Европой через Центральную Азию и Россию. 2) Развитие портов и логистических центров в прибрежных странах, которые будут обеспечивать торговые и логистические связи между Китаем и другими странами. 3) Развитие инфраструктуры, которая поддерживает транзитную торговлю, такие как таможенные склады, пункты контроля и т.д. 4) Разработка проектов инвестирования в различные регионы, чтобы создать новые возможности для экономического роста. 5) Развитие энергетических и транспортных связей, включая более доступную эксплуатацию ресурсов, поставку крупногабаритного груза и энергии.

2. В чем расходятся позиции Китая и США в отношении Тайваня?
Ответ: Китай и США имеют противоположные позиции в отношении Тайваня. Китай считает, что Тайвань является неделимой частью Китая и настаивает на том, что Тайвань должен быть объединен со своей материковой территорией. Китайское правительство рассматривает Тайвань как провинцию, которая временно находится вне контроля Пекина. США признает Тайвань как независимую страну и поддерживает его демократический статус. США также включают Тайвань в свои планы по обороне и предоставляют ему военную помощь. Позиции Китая и США в отношении Тайваня приводят к напряженности в регионе, поскольку Китай обвиняет США во вмешательстве в его внутренние дела, а США, в свою очередь, не признает притязаний Китая на Тайвань. Эта напряженность может перерасти в полномасштабный конфликт.

3. Что такое «избирательное вовлечение»?
Ответ: Избирательное вовлечение – концепция, развивавшаяся в школе политического реализма, которая предполагает: сохранение военного присутствия США в стратегически важных для них районах Западной Европы, Восточной Азии, Персидском заливе; использование существующих военных и политических союзов США с другими странами для реализации своих внешнеполитических целей; защиту США и их союзников от нападений с применением ОМП и противодействие распространению ОМП, с целью предотвращения угрозы международной и региональной стабильности; предотвращение появления враждебных государств-гегемонов на территории Евразии и активное урегулирование региональных конфликтов, но с определенными ограничениями; поддержание стабильности мировой торгово-экономической и финансовой системы и обеспечение особого статуса США в международных финансовых и торговых организациях; распространение демократии и защиты прав человека, но без прямого вмешательства США.

4. В чем состоит основное содержание доктрины «расширения демократии»?
Ответ: Расширение демократии − внешнеполитическая концепция США при администрации Б. Клинтона, согласно которой демократизация бывших социалистических стран Восточной Европы и бывших республик СССР становилась приоритетом внешней политики США ради установления преимущественного американского влияния в поясе «молодых демократий».

5. Что такое Европейская политика соседства?
Ответ: Европейская политика соседства представляет собой новый подход Европейского союза к соседним странам с целью укрепления отношений между Евросоюзом и его странами-соседями и сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза. ЕПС также призвана предоставить странам-соседям Евросоюза возможность более тесного сотрудничества с ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры. Главная цель ЕПС — укрепление стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран.

6. Что означает понятие «принуждение к миру»?
Ответ: Принуждение к миру – это действия, предпринимаемые для прекращения межгосударственного или внутригосударственного вооруженного конфликта невовлеченным в него государством или группой государств. Такие действия могут осуществляться как без использования вооруженных сил (экономические, правовые, финансовые санкции), так и с использованием вооруженных сил (так называемые «операции по принуждению к миру»).

7. Какое значение имело Дейтонское соглашение?
Ответ: Дейтонское соглашение – соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992–1995 гг. Согласовано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

8. Что предполагала программа Восточного партнерства ЕС?
Ответ: Программа Восточного партнерства ЕС была запущена в 2009 году для укрепления отношений союза с шестью соседними странами – Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Основные цели программы Восточного партнерства: 1)
Продвижение экономических и торговых отношений между ЕС и странами-участниками.
2) Повышение безопасности и укрепление их институциональной способности на благо их народов. 3) Содействие формированию свободы, безопасности и правосудия в странах-участниках для обеспечения прав человека и демократических ценностей. 4) Повышение мобильности между людьми в ЕС и странами-участницами, в том числе путем развития системы образования, обмена молодежью и культурных связей.
Программа Восточного партнерства ЕС предоставила финансовую поддержку в нескольких областях, включая экономику, культуру и так далее. Программа является одной из ключевых инициатив ЕС, направленных на укрепление отношений с его соседями. Реализация программы привела к ухудшению отношений с Россией, которая считала вышеуказанные страны сферой своих интересов.

9. Что такое исламистский терроризм?
Ответ: Исламистский терроризм – тактика насильственных расправ с оппонентами, находящая себе идеологическое обоснование и оправдание в трактовках вероучения как направленная на защиту исламского мира против влияния или агрессии немусульманских стран и идеологий, в особенности западного мира. В настоящее время — наиболее распространённая по числу проявлений форма международного терроризма. Обычно используется радикальными, экстремистскими организациями, членов таких организаций и называют исламистами или боевиками-исламистами. Для оправдания этой тактики обычно используются расплывчатые ссылки на предписанную правоверным обязанность вести джихад, хотя многими мусульманскими богословами и религиоведами ставится под сомнение трактовка этой обязанности как надобности в физических расправах.

10. Что понимается под «цветной революцией»?
Ответ: «Цветные революции» — собирательное понятие, применяемое для обозначения революций, а также некоторых широко известных массовых ненасильственных акций протеста, имевших место в конце XX и начале XXI века. В результате «цветных революций» произошла смена власти в ряде постсоциалистических стран (на территории бывшего СССР и Восточной Европы) и стран арабского мира. Цветными революциями принято называть смену власти в результате массовых демонстраций и акций гражданского неповиновения против правящих режимов. В настоящее время отсутствует консенсус по вопросу о том, какое именно событие можно считать цветной революцией.

11. Что означает понятие «маастрихтские критерии»?
Ответ: Маастрихтские критерии (критерии конвергенции) — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное функционирование экономического и валютного союза. Данные критерии были введены Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором) 1992 г., провозгласившим программу строительства Экономического и валютного союза и перехода к единой европейской валюте.

12. Какие страны и почему можно отнести к «ядерному клубу»?
Ответ: «Ядерный клуб» – это неформальное название, используемое для обозначения стран, которые имеют ядерное оружие и могут использовать его для сдерживания или атаки. В настоящее время в «ядерный клуб» входят следующие страны: США – первая странп, которая разработала ядерное оружие и до сих пор является одной из самых больших ядерных держав в мире. Россия как правопреемник СССР обладает большим запасом ядерного оружия и является второй по величине ядерной державой в мире. Китай имеет значительный запас ядерного оружия и является третьей величиной ядерной державой в мире. Франция разработала свою первую ядерную бомбу в 1960-х годах и стала четвертой страной в мире, обладающей ядерным оружием. Великобритания разработала свою первую ядерную бомбу в 1950-х годах и является только еще одним членом «Большой восьмерки», которая входит в «ядерный клуб». Израиль официально не признает наличия ядерного оружия, но, как считается, имеет его запас. Индия разработала свою первую ядерную бомбу в 1974 году. Пакистан разработала свою первую ядерную бомбу в 1998 году и является восьмой страной в мире, обладающей ядерным оружием. Северная Корея официально заявляет о наличии ядерного оружия и многократно проводит ядерные испытания, но её ядерные возможности пока не установлены с полной достоверностью другими странами.

13. Какие гарантии предоставляет Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ?
Ответ: Гарантии МАГАТЭ – это международные гарантии, которые предоставляются Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) странам, которые отказываются от разработки ядерного оружия и соглашаются использовать ядерную энергию только для мирных целей, в соответствии с Нераспространением ядерного оружия Третьего Раздела Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Эти гарантии предоставляются МАГАТЭ всем странам-членам ДНЯО и обеспечивают полный контроль над использованием ядерных материалов в мирных целях, предотвращают их использование в разработке ядерного оружия. МАГАТЭ проводит регулярные проверки и инспекции ядерных объектов и технологий, контролируя использование ядерных материалов и установив системы наблюдения и контроля, которые предотвращают производство оружия из ядерных материалов. Таким образом, гарантии МАГАТЭ помогают гарантировать международную безопасность в отношении ядерных материалов и технологий, и способствуют предотвращению распространения ядерного оружия..

14. В чем состоит основное содержание «мюнхенской речи» В.В. Путина?
Ответ: Мюнхенская речь В.В. Путина – это выступление Президента России на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2007 года, в котором он выразил свою позицию по ряду международных вопросов и высказал свои опасения по поводу растущего гегемонизма США и их стратегии глобального доминирования. В своей речи Путин обвинил США в нарушении международных законов и неприятии чужой точки зрения. Он выразил опасение относительно поведения США в рамках военных конфликтов и участия США в глобальном терроризме. В тоже время он заявил о необходимости противодействия нарушителям международных законов. Путин подчеркнул важность поддержки международного права и ООН, а также опасность перспективы расширения НАТО и размещения системы ПРО в Европе. Речь получила широкое внимание в мировой прессе и стала одним из наиболее ожидаемых выступлений на конференции. Она стала отправной точкой для дальнейших дискуссий между Россией и западными странами по многим вопросам международной политики и безопасности.

15. Как сложилась судьба Договора по открытому небу?
Ответ: Договор по открытому небу (ДОН) был подписан в 1992 году и действовал до того момента, пока США не известили другие государства о своем выходе из ДОН в ноябре 2020 года, указав на нарушения Россией договорных обязательств. Договор по открытому небу предусматривал периодические обзоры вооружения и военных действий государств-участников, в которых имелась заинтересованность сторон. С его помощью страны проводили совместные инспекции в назначенных зонах, а также обмен информацией и кадрами. Широко распространенное мнение состоит в том, что выход США из ДОН ухудшил отношения с Россией. После выхода из договора США Россия приостановила свое участие в ДОН, так как, согласно договору, некоторые важные технические аспекты могут быть обеспечены только при сотрудничестве с американской стороной. Таким образом, отказ от ДОН затрудняет контроль над военной деятельностью в Европе.

16. Что такое «петерсбергские задачи» ЕС?
Ответ: «Петерсбергские задачи» являются набором миссий, формулированных на встрече в Петерсберге в июне 1992 года, которые могут выполнять миротворческие силы Европейского Союза в связи с кризисами и конфликтами в рамках международных миссий. Эти задачи включают гуманитарные и эвакуационные миссии, миротворческие миссии, боевые задачи по управлению кризисами, в том числе миротворческие операции. Петерсбергские задачи были включены в документы Западноевропейского союза (ЗЕС) в 1992 году и затем в Договор о Европейском Союзе в 1997 году.

17. Объясните термин «война с террором».
Ответ: Термин «война с террором» (англ. «War on Terror») относится к политической стратегии, разработанной США после террористических атак 11 сентября 2001 года. Она включает в себя военные операции США и их союзников (в Афганистане, Ираке и других регионах), дипломатические и экономические меры, принятые странами союзниками, а также юридические меры, основанные на Патриотическом акте 2001 г. В рамках этой стратегии США и их союзники считают, что терроризм является глобальной угрозой, и что главными источниками его являются некоторые ближневосточные государства и исламские экстремисты. Соответствующие усилия включают в себя военные операции, направленные на истребление организаций и группировок, связанных с терроризмом, а также предотвращение возможных террористических нападений в США и других странах. Политика «войны с террором» вызывала и вызывает споры как внутри США, так и между странами-союзниками. В качестве основных критиков выступают те, кто считает, что она приводит к гражданским жертвам, росту экстремизма, нарушению прав человека и созданию барьеров для диалога между народами и культурами.

18. Что такое «шенгенская зона»?
Ответ: Шенгенская зона – это зона, в которой устанавливаются общие правила при пересечении границ ее стран-членов без контроля и проверок на границах между ними без необходимости проходить паспортный контроль. Пассажирский контроль может быть проведен в случаях, связанных с национальной безопасностью, боевой готовностью, терроризмом, наркотиками и оружием. Шенгенская зона была создана в 1995 году в Люксембурге, когда страны Европейского союза подписали соглашение по наименованию Шенгенского города в Люксембурге. С 2017 года в Шенгенской зоне насчитывается 26 стран-участниц, из которых 22 являются членами Европейского союза. Кроме того, Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн принимают участие в Шенгенской зоне без статуса членов Европейского Союза. Членство в Шенгенской зоне имеет ряд преимуществ, таких как свобода передвижения и посещения различных стран, легкость путешествий без необходимости проходить паспортный контроль при передвижении между членами Шенгенской зоны. В то же время наличие открытых границ может привести к росту проникновения нелегальных иммигрантов и нарушителей закона из-за отсутствия контроля на границах.

19. Что понимается под понятием «гибридная война»?
Ответ: Понятие "гибридная война" описывает вид конфликта, при котором используются различные комбинации классической военной борьбы с нестандартными, нелинейными тактиками. Такой тип войны возникает в результате объединения традиционных военных и невоенных действий, кибератак, информационного воздействия на общественное мнение, экономического давления и других действий, которые могут привести к достижению стратегических целей. По мнению многих экспертов, гибридная война – это наиболее эффективный способ современных стран достижения своих политических и военных целей. Она может происходить как внутри стран (например, в виде распространения фейковой информации через социальные сети), так и между государствами (в виде подрыва экономики, предоставления помощи оппозиции другой стране и т.д.). Гибридные войны могут длиться много лет и претерпевать значительные изменения, так как стратегии и тактики противоборства. Кроме того, они могут происходить в разных сферах противоборства, например в информационной, экономической и кибернетической.

20. Что предусматривает Парижское соглашение по климату 2015 года?
Ответ: Парижское соглашение по климату, которое было принято на конференции ООН по изменению климата в 2015 году, предусматривает меры для уменьшения выбросов парниковых газов и ограничения глобального потепления. Основные цели Соглашения: 1) Осуществление сокращения выбросов парниковых газов, чтобы они не превышали уровня естественного выброса. 2) Обеспечение мировых усилий в осуществлении действий по адаптации к последствиям изменения климата и содействию разработке уязвимых стран. 3) Содействие международному сотрудничеству и технологическому партнерству в области чистой энергии и промышленности с целью развития рынков низкоуглеродных технологий и устойчивого жизненного стиля. В итоге планируется, что уровень потепления не превысит 2°C, а в лучших случаях остановится на отметке 1,5°C. Для достижения этой цели, серьезного ограничения выбросов парниковых газов будет недостаточно, требуется вовлечение в этот процесс основных игроков мировой экономики.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=212933
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ История международных отношений в Европе (1945-1991 гг.) в документах и материалах [Электронный ресурс]: хрестоматия АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МВФ www.imf.org
Э2 НАТО www.nato.int
Э3 ООН www.un.org
Э4 History Channel www.historychannel.com
Э5 The History Net www.thehistorynet.com
Э6 Учебная дисциплина «Современные международные отношения» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.