Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | •сформировать научное представление о социологии труда и экономической социологии как отраслевых социологических дисциплинах и элементах общей системы знаний о труде и экономике, •сформировать представление о труде как целесообразной деятельности людей, как социально-экономическом процессе,о функциях труда,способах его организации,составе субъектов труда и их характеристиках,трудовой мотивации и поведении в сфере труда; •познакомить на практике с особенностями социально-экономической политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций,социальной защиты работников. Задачи: Дать представление о труде как целесообразной деятельности людей,как социально-экономического процесса,о функциях труда, способах его организации,о составе субъектов труда и их характеристиках, трудовой мотивации и поведении; Способствовать овладению теоретико-методологических основ и методов изучения сферы труда,обобщить и систематизировать ранее приобретенные студентами разрозненные знания о труде как объекте социологического исследования; Привить навыки анализа современных социальных явлений и процессов в сфере труда,научить выявлять,рассматривать социальные явления и процессы с позиций различных субъектов труда;определять социально-экономическое положение,основные интересы, особенности трудового поведения и трудовой адаптации различных социально-трудовых групп; Познакомить на практике с особенностями социальной политики государства,работодателей,профсоюзов и других общественных организаций в сфере социально-трудовых отношений,социальной защиты работников; предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социально-трудовых отношений в современных российских условиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о структуре субъектов труда и трудовых отношений,трудовой мотивации,видов и форм трудового поведения,механизмов регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений в целом,понимать сущность трудового конфликта и способов их выражения и разрешения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | теоретические основы социологии труда,современные теоретические концепции и проблемы науки; использовать полученные знания в социологической практике,практике социального управления,уметь делать прогнозы и принимать решения в области регулирования социально-трудовых отношений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа современных социальных проблем в сфере труда,научиться выявлять,рассматривать социальные явления и процессы, тенденции с позиций различных субъектов труда; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Два подхода к человеку в социальной теории. Эволюция понятий «экономического» и «социологического человека» | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Общее представление об экономической социологии | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Общее представление об экономической социологии | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основы экономической мотивации | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Основы экономической мотивации | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Характеристика экономического поведения | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Характеристика экономического поведения | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Характеристика экономического поведения | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Экономическая культура как социальная память в экономике | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Сеть как условие экономического действия | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Сеть как условие экономического действия | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Неформальная экономика | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету: 1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России. 2.Современные особенности безработицы в России. 3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях. 4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России. 5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России. 6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций. 7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов. 8.Современные факторы трансформации трудовых отношений. 9.Современные проблемы мотивации труда. 10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования. 11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России. 12.Современные механизмы регулирования трудового поведения. 13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда. 14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий. 15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Современные особенности формирования и развития рынка труда и занятости в России. 2.Современные особенности безработицы в России. 3.Особенности организации труда на малых российских предприятиях. 4.Современные тенденции в сфере оплаты труда в России. 5.Современные проблемы стимулирования труда работников предприятий в России. 6.Проблемы функционирования и развития современных трудовых организаций. 7.Традиционные и современные виды трудовых конфликтов. 8.Современные факторы трансформации трудовых отношений. 9.Современные проблемы мотивации труда. 10.Динамика ценностных ориентаций в трудовом процессе в России в период реформирования. 11.Проблемы трудовой адаптации работников в период становления рыночных отношений в переходной России. 12.Современные механизмы регулирования трудового поведения. 13.Современные особенности трудового поведения работников предприятий.Современные проблемы социального контроля в сфере труда. 14.Современные проблемы социальной защиты работников предприятий. 15.Проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Г. Е. Алпатова | Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/AA31B821-F786-4B67-BADD-7C0CEA33616E |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Кохова | Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров | М. : Издательство Юрайт, 2017 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономический портал | |||
Э2 | www.socpol.ru | |||
Э3 | Электронный журнал «Экономическая социология» | |||
Э4 | Курс в moodle «Экономическая социология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система "Юрайт" Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Рабочая программа дисциплины определяет самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа предусматривает доработку и оформление записей по лекционному материалу; конспектирование и работу с книгой, документами, первоисточниками; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по дисциплине. 8.2. Методические рекомендации для студентов по проведению практических занятий На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы. 8.3. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. |