Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Обучить студентов основам экранной режиссуры, правилам и приёмам монтажа, основам операторского искусства как в теории, так и на практике. Студент не просто должен овладеть техникой, но и понимать творческие стратегии поведения оператора во время съёмки и монтажёра, работающего как режиссёр в связке с автором, исполняя драматургический замысел. Основу курса составляет практическая работа с видеотехникой на съёмочных площадках и за монтажным столом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | этапы съёмочного процесса, правила и приёмы монтажа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с видео и фототехникой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы в монтажных программах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие монтажа: технический и культурологический аспекты | ||||||
1.1. | Монтаж как явление культуры и как технология. Что такое язык экрана. Хронотоп в конструировании экранного пространства. Эффект Кулешова и географический эксперимент | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.2. | Основы работы с фото и видео-техникой. Основные технические характеристики | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
Раздел 2. Правила работы на этапе внутрикадрового монтажа | ||||||
2.1. | Внутрикадровый монтаж. Отработка локаций и раскадровка пространства. Компоновка кадра и его элементы: ракурс, план, деталь | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.2. | Крупность плана. Процентное соотношение планов по крупности в исходном съёмочном материале. Роль опорных кадров и кадров-метафор | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.3. | Законы зрительской рецепции и классические правила монтажа | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.4. | Раскадровка интервью и правила записи синхронов | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.5. | Методы съёмки и точка зрения камеры | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.6. | Работа за монтажным столом. Знакомимся с монтажными программами и сопутствующими графическими редакторами | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.7. | Типы монтажных склеек, работа со спецэффектами и графическим наполнением кадра. Технология создания таймлапсов, гиперлапсов, stop-motion | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.8. | Монтажные приёмы. Последовательный, параллельный, тематический, ассоциативный, метафорический, интеллектуальный, клиповый, дистанционный монтаж. Рефрен и контрапункт | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.9. | Съмка и монтаж видеозарисовки или ведиоочерка без закадрового текста на тему (на выбор) | Сам. работа | 7 | 57 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пименов, В. И. | Видеомонтаж. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Сикорук, Л.Л. | Практика операторского мастерства. Киноосвещение. Кинокомпозиция: | НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Познин В. | Основы монтажа изображения: учеб. пособие | СПбГУ, | |
Л2.2 | Волынец, М.М. | Профессия: оператор: | Аспект Пресс, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Медынский, С.Е. | Оператор: Пространство. Кадр: | Аспект Пресс, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.4 | под ред. М.А. Бережной | Телевизионный журналист: основы творческой деятельности: | Аспект Пресс, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций | silamedialab.ru | ||
Э2 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
Э3 | Библиотека журналиста | journalism.narod.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |