МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы операторского мастерства и монтажа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы операторского мастерства и монтажа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов основам экранной режиссуры, правилам и приёмам монтажа, основам операторского искусства как в теории, так и на практике. Студент не просто должен овладеть техникой, но и понимать творческие стратегии поведения оператора во время съёмки и монтажёра, работающего как режиссёр в связке с автором, исполняя драматургический замысел. Основу курса составляет практическая работа с видеотехникой на съёмочных площадках и за монтажным столом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы съёмочного процесса, правила и приёмы монтажа
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с видео и фототехникой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в монтажных программах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие монтажа: технический и культурологический аспекты
1.1. Монтаж как явление культуры и как технология. Что такое язык экрана. Хронотоп в конструировании экранного пространства. Эффект Кулешова и географический эксперимент Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Основы работы с фото и видео-техникой. Основные технические характеристики Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Правила работы на этапе внутрикадрового монтажа
2.1. Внутрикадровый монтаж. Отработка локаций и раскадровка пространства. Компоновка кадра и его элементы: ракурс, план, деталь Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Крупность плана. Процентное соотношение планов по крупности в исходном съёмочном материале. Роль опорных кадров и кадров-метафор Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Законы зрительской рецепции и классические правила монтажа Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Раскадровка интервью и правила записи синхронов Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Методы съёмки и точка зрения камеры Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Работа за монтажным столом. Знакомимся с монтажными программами и сопутствующими графическими редакторами Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Типы монтажных склеек, работа со спецэффектами и графическим наполнением кадра. Технология создания таймлапсов, гиперлапсов, stop-motion Лабораторные 7 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Монтажные приёмы. Последовательный, параллельный, тематический, ассоциативный, метафорический, интеллектуальный, клиповый, дистанционный монтаж. Рефрен и контрапункт Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Съмка и монтаж видеозарисовки или ведиоочерка без закадрового текста на тему (на выбор) Сам. работа 7 57 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сикорук, Л.Л. Практика операторского мастерства. Киноосвещение. Кинокомпозиция: НГТУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135674
Л1.2 Пименов, В. И. Видеомонтаж. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437912
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Волынец, М.М. Профессия: оператор: Аспект Пресс, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496032
Л2.2 Медынский, С.Е. Оператор: Пространство. Кадр: Аспект Пресс, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495940
Л2.3 Познин В. Основы монтажа изображения: учеб. пособие СПбГУ,
Л2.4 под ред. М.А. Бережной Телевизионный журналист: основы творческой деятельности: Аспект Пресс, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458390
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций https://silamedialab.ru/offline/mediamanager
Э2 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
Э3 Библиотека журналиста http://journalism.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.