МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Электронные библиотеки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 115
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Электронные библиотеки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при работе с электронными библиотеками

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды электронных библиотек,
электронно-библиотечные системы,
правовые аспекты формирования электронных библиотек,
принципы организации и функционирования электронных библиотек.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в электронном информационном пространстве (мировом и российском),
анализировать процессы развития данной сферы,
оценивать значимость и информативность электронных библиотечных ресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с электронными библиотеками и библиографическими базами данных,
создания электронной библиотечной коллекции/ библиографической подборки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Электронные библиотеки и возможности их использования
1.1. Электронная библиотека: общая характеристика Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
1.2. Электронная библиотека: общая характеристика Практические 2 8 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
1.3. Правовые аспекты формирования электронных библиотек Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
1.4. Правовые аспекты формирования электронных библиотек Практические 2 8 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
Раздел 2. Электронные библиотеки мира
2.1. Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
2.2. Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции Практические 2 8 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
2.3. Мировые библиографические базы данных Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
2.4. Мировые библиографические базы данных Практические 2 6 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
Раздел 3. Электронные библиотеки России
3.1. Развитие электронных библиотек в России Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
3.2. Развитие электронных библиотек в России Практические 2 6 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
3.3. Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
3.4. Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных Практические 2 6 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
Раздел 4. Технологии создания электронных библиотек
4.1. Формирование текстовых электронных коллекций Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
4.2. Формирование текстовых электронных коллекций Практические 2 4 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
4.3. Интеграция всех типов источников как одна из важнейших задач для электронных библиотек Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
4.4. Интеграция всех типов источников как одна из важнейших задач для электронных библиотек Практические 2 8 ОПК-4, ПК-24 Л1.1
4.5. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 2 115 ОПК-4, ПК-24 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Электронная библиотека: общая характеристика
2. Интеллектуальная собственность: определение, виды и роль в информационном обществе
3. Правовые аспекты формирования электронных библиотек
4. Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции
5. Развитие электронных библиотек в России
6. Особенности интеграции региональных и муниципальных библиотек в информационное пространство
7. Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных
8. Формирование текстовых электронных коллекций
9. Подходы к представлению разных типов источников в электронных библиотеках
10. Метаданные: понятие, функции и основные стандарты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Анализ существующих терминов и определений, определяющих понятие «электронная библиотека».
2. История возникновения электронных (цифровых) коллекций в мире и в России
3. Законы Российской Федерации, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности в цифровой среде.
4. Европейская электронная библиотека «Europeana».
5. Международный проект World Digital Library.
6. Российский проект «Национальная электронная библиотека»
7. Информационные ресурсы и электронные коллекции крупнейших библиотек России
8. Электронные библиотеки научных и образовательных учреждений России
9. Электронно-библиотечные системы России
10. Обзор крупнейших библиографических баз данных России и мира
11. Форматы представления текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных источников в электронных библиотеках
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учеб.пособие , 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека online. www.biblioclub.ru
Э2 Издательство «Лань». Электронно-библиотечная система. e.lanbook.com
Э3 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э4 Библиотека по естественным наукам РАН. www.benran.ru
Э5 Научная библиотека МГУ. www.lib.msu.su
Э6 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э7 Библиотека Конгресса США. www.loc.gov
Э8 Британская библиотека. www.bl.uk
Э9 Национальная библиотека Франции. gallica.bnf.fr
Э10 Национальная электронная библиотека. https://нэб.рф
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью курса «Электронные библиотеки» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при работе с электронными библиотеками.
Особое внимание в курсе уделяется теоретическим подходам к определению «электронных библиотек», правовым основам их формирования и предоставления доступа к ним, особенностям развития электронных библиотек в Росси и за рубежом. Кроме того, студенты изучают техническую сторону создания цифровой коллекции: особенности оцифровки, библиографического описания, форматы предоставления данных.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Курс состоит из 4 разделов.
В первом разделе студентам необходимо изучить общие характеристики электронных библиотек, особенности правового регулирования формирования и деятельности электронных репозиториев. Практические занятия направлены на формирование навыков анализа нормативно-правовых актов и научных публикаций.
Второй раздел посвящен изучению информационных ресурсов крупнейших библиотек мира, их цифровых коллекций, а также библиографических базы данных. Третий раздел направлен на изучение российских электронных библиотек, электронно-библиотечных систем и библиографических баз данных. На практических занятиях студенты учатся анализировать содержание и инфраструктуру электронных библиотек, библиотечных систем и баз данных.
Четвертый раздел носит практико-ориентированный характер и направлен на формирование навыков создания электронных коллекций. Студентам необходимо изучить и выбрать программное обеспечение и создать собственную коллекцию текстов, публикаций, изображений, электронных ресурсов и др.
В ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) у обучающихся формируются знания о видах электронных библиотек, электронно-библиотечных системах, правовых аспектах формирования электронных библиотек, принципах организации и функционирования электронных библиотек.
В ходе практических занятий, тестирования и самостоятельной работы формируются также умения ориентироваться в электронном информационном пространстве (мировом и российском), анализировать процессы развития данной сферы, оценивать значимость и информативность электронных библиотечных ресурсов.
Выполнение практических заданий и письменных работ помимо указанных умений и навыков формирует также навыки работы с электронными библиотеками и библиографическими базами данных, создания электронной библиотечной коллекции/ библиографической подборки.
Во время самостоятельной работы студентам рекомендуется изучить нормативно-методические документы, учебные, научные и периодические издания, содержащие актуальные направления, дискуссионные вопросы и практические решения организации и формирования электронных библиотек, а также работы с ними.