МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии урегулирования конфликтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 6 12 6
Практические 24 12 24 12
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 126 108 126 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Технологии урегулирования конфликтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с теоретическими основами современных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира и практикой их применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику применения разных видов технологий урегулирования конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.аргументировать и обосновывать выбор наиболее оптимальных технологий для эффективного урегулирования конфликта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками применения различных технологий урегулирования конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы урегулирования конфликтов
1.1. Урегулирование в системе управления конфликтом Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Урегулирование в системе управления конфликтом Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Урегулирование в системе управления конфликтом Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Роль третьей стороны в завершении конфликта Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Роль третьей стороны в завершении конфликта Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конфликтологический арбитраж
2.1. Понятие и виды арбитража Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие и виды арбитража Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие и виды арбитража Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
2.4. Технология принятия решения в конфликтологическом арбитраже Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Технология принятия решения в конфликтологическом арбитраже Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Конфликтологическое консультирование
3.1. Основы конфликтологического консультирования Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Процесс и структура конфликтологического консультирования Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Процесс и структура конфликтологического консультирования Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
3.4. Роль консультантна в эффективном урегулировании конфликта Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Роль консультантна в эффективном урегулировании конфликта Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Переговоры
4.1. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Общая теория переговорного процесса в конфликтологии Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
4.4. Процесс переговоров в конфликтных ситуациях Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Процесс переговоров в конфликтных ситуациях Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
4.6. Механизмы и технология переговрного процесса Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
4.7. Механизмы и технология переговрного процесса Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Медиация (посредничество)
5.1. Теоретические основы процедуры посредничества Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Теоретические основы процедуры посредничества Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
5.3. Теоретические основы процедуры посредничества Сам. работа 2 5 Л1.1, Л2.1
5.4. Сущность процесса медиации Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
5.5. Сущность процесса медиации Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
5.6. Сущность процесса медиации Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
5.7. Роль посредника в осуществлении медиации Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
5.8. Роль посредника в осуществлении медиации Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
5.9. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Конфликт как объект управления: признаки и структурные составляющие конфликта.
2. Конфликт как объект управления: причины и функции конфликтов.
3. Конфликт как объект управления: динамика конфликтов.
4. Конфликт как объект управления: стратегии поведения в конфликте.
5. Понятие управления конфликтом.
6. Основные элементы управления конфликтом.
7. Урегулирование как элемент управления конфликтом.
8. Завершение конфликта: формы, условия, факторы
9. Основные этапы и способы завершения конфликта
10. Роль третьей стороны в завершении конфликта
11. Специфика арбитража как технологии урегулирования конфликтов
12. Основные типы арбитража
13. Конфликтологический арбитраж: понятие, основные формы
14. Общая характеристика Третейских судов в РФ
15. Принципы работы Третейских судов в РФ
16. Требования к арбитрам в третейском разбирательстве
17. Арбитражное разрешение споров в Китае
18. Третейское разбирательство в США
19. Третейское разбирательство в Германии
20. Основные принципы и этапы проведения арбитражного разбирательства
21. Принятия арбитражного решения
22. Приведение в исполнение и обжалование арбитражного решения
23. Правовая природа международного коммерческого арбитража
24. Основные виды международного коммерческого арбитража
25. Преимущества и недостатки международного коммерческого арбитража.
26. Общая характеристика конфликтологического консультирования
27. Развитие теории конфликтологического консультирования
28. Принципы конфликтологического консультирования
29. Этапы конфликтологического консультирования
30. Специфика отдельных видов конфликтологического консультирования
31. Роль диагностики конфликта в конфликтологическом консультировании
32. Вербальные техники конфлитологического консультирования
33. Невербальные техники конфлитологического консультирования
34. Требования к консультанту-конфликтологу
35. Консультирование по конфликтам в организации
36. Семейное конфликтологическое консультирование
37. Конфликтологическое консультирование в общеобразовательных учреждениях
38. Сущность переговорного процесса
39. Виды переговоров
40. Функции переговоров
41. Основные этапы переговоров
42. Переговорные стили
43. Психологические механизмы переговорного процесса
44. Тактические приемы проведения переговоров
45. Технология организации переговоров
46. Переговоры в решении трудовых конфликтов
47. Переговоры по разрешению политических конфликтов
48. Переговоры в экстремальных условиях
49. Специфика проведения переговоров с преступниками
50. Условия применения и преимущества медиации
51. Принципы медиации
52. Правовое обеспечение медиации
53. Стадии медиации
54. Тактики успешной медиации
55. Виды медиаторов
56. Функции медиаторов
57. Требования к медиаторам
Практические задания
1. Выскажите критические суждения об основных технологиях урегулирования конфликтов
2. Тезисно сформулируйте вступительную речь медиатора
3. Тезисно сформулируйте вступительную речь конфликтологического консультанта
4. Составьте повестку дня переговоров
5. Отреагируйте на высказывание с использованием эхо-техники
6. Обоснуйте выбор эффективной технологии урегулирования в конкретном конфликте
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Урегулирование конфликтов с учетом разных стратегий поведения оппонентов.
2. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтами.
3. Виды завершения конфликта.
4. Роль третьей стороны в завершении конфликта.
5. Техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), разработанная Чарлзем Осгудом.
6. Стратегия и тактика поведения в конфликте.
7. Этические принципы участия третьих лиц в урегулировании конфликта.
8. Основные типы участия арбитра в урегулировании конфликта.
9. Третейские суды в российской истории.
10. Сравнительная характеристика государственных арбитражных судов и третейских разбирательств.
11. Личные и профессиональные качества Третейского судьи.
12. История развитие конфликтологического арбитража за рубежом.
13. Представительства Международного коммерческого арбитража в России.
14. Развитие теории конфликтологического консультирования за рубежом.
15. Особенности конфликтологического консультирования в организациях.
16. Специфика семейного конфликтологического консультирования.
17. Преимущества и недостатки контактного и дистантного конфликтологического консультирования.
18. Роль активного слушания в конфликтологическом консультировании.
19. Проксемика конфликтологического консультирования.
20. Личностные качества и профессиональные знания конфликтолога-консультанта.
21. Метод принципиальных переговоров.
22. Тактики содействию конструктивной атмосфере, применяемые в переговорном процессе.
23. Психологические и организационные условия успеха на переговорах.
24. Критерии успешности переговоров.
25. История становления и развития медиации в России.
26. Медиация в зарубежном законодательстве.
27. Личные качества профессиональных медиаторов.
28. Школьная служба медиации как технология урегулирования педагогических конфликтов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лопарев А.В., Знаменский Д.Ю. Конфликтология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии урегулирования конфликтов для магистрантов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.