МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 82
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 82 82 82 82

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социология организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний в области социологии организаций, целостного представления о ключевых проблемах социологии организаций и особенностях управления организацией; изучение основ теории социальных организаций и феномена организации; освоение социологических аспектов основных организационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности применения теоретических методов исследования в области социологии организаций; методологические основы изучения организаций; о влиянии межнациональных отношений и конфликтов на специфику организации; специфику прикладных исследований в области социологии организаций; как действовать в нестандартных ситуациях при изучении конфликтов в организации; новые теории, модели изучения организаций, методы исследования в социологии организаций

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать возможности абстрактного мышления в изучении проблем социологии организаций; обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений в области социологии организаций; формулировать исследовательские цели и задачи при изучении организаций и межнациональных отношений и конфликтов в организации; использовать возможности анализа и синтеза в изучении проблем социологии организаций; нести этическую и социальную ответственность за принятые решения; осваивать современные теории, модели, методы исследования организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками применения методов анализа и синтеза в рамках исследования различных аспектов социологии организаций; навыками обработки аналитических данных и подготовки аналитических отчетов в области социологи организаций; навыками постановки исследовательских целей и задач при изучении организаций и межнациональных отношений и конфликтов в организации; навыками решения исследовательских задач в сфере социологии организаций и подготовки экспертных заключений и рекомендаций; навыками решения организационных проблем, возникающих в нестандартных ситуациях; навыками разработки новых методических подходов к исследованию организаций с учетом поставленных целей и задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социологический подход к анализу организаций
1.1. Социальные организации. Типология и структура организации Лекции 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальные организации. Типология и структура организации Практические 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социальные организации. Типология и структура организации Сам. работа 3 10 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Основы социального управления в организациях Лекции 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основы социального управления в организациях Практические 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основы социального управления в организациях Сам. работа 3 10 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные проблемы социологии организаций
2.1. Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты Лекции 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты Практические 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты Сам. работа 3 10 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Организационные изменения и организационное развитие Лекции 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Организационные изменения и организационное развитие Практические 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Организационные изменения и организационное развитие Сам. работа 3 10 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Организационное проектирование Практические 3 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Организационное проектирование Сам. работа 3 10 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Предмет социологии организаций и ее место в системе социологического знания.
2. Основные задачи и проблемы социологии организаций.
3. Эволюция организации и ее взаимоотношения со средой.
4. Социально-экономические условия возникновения социологии организаций.
5. Методы исследования современных организаций
6. Основные школы и направления в теории организаций.
7. Сущность социальной организации. Основные свойства организации, ее границы.
8. Основные подходы к типологии организаций. Основные типы организаций (деловые, союзные, ассоциативные).
9. Структура организаций и типы отношений в ней.
10. Внешняя и внутренняя среда организации.
11. Специфика иерархии в организациях, формы иерархии.
12. Сущность процесса управления организациями.
13. Свойства и функции системы управления организацией.
14. Организационный порядок и самоорганизация.
15. Управленческое решение и его роль в управлении организацией.
16. Управление организацией в ситуации кризиса и других нестандартных ситуациях.
17. «Жизненный цикл» организации.
18. Содержание понятия «Организационные патологии».
19. Сущность стагнации и формы ее проявления.
20. Конфликты в организациях: источники возникновения и способы разрешения.
21. Классификация конфликтов в организациях.
22. Способы управления конфликтами в организациях.
23. Социологический подход к изучению коммуникаций в организациях.
24. Значение коммуникаций в организациях.
25. Основные модели коммуникаций в организациях.
26. Типология коммуникаций в организациях.
27. Коммуникационные сети в организациях.
28. Понятие «организационная культура» и «корпоративная культура».
29. Социологический подход к изучению организационной культуры.
30. Типология организационной культуры.
31. Организационные изменения и их виды.
32. Основные подходы к определению понятия «Организационные изменения».
33. Социальные основы инноваций. Основные причины сопротивления нововведениям.
34. Проблема неопределенности при осуществлении инноваций.
35. Значение и задачи организационного проектирования.
36. Роль внешней среды в построении организаций.
37. Методы проектирования организационных структур.
38. Проблема реорганизации и основные этапы ее проведения.

Практические задания:
1. Разработайте рекомендации по профилактике межнациональных конфликтов в организации.
2. Дайте характеристику процесса управления в организациях.
3. Охарактеризуйте сущность организационной дисфункции.
4. Охарактеризуйте суть проблемы определения понятия «организационные изменения».
5. Дайте характеристику методам исследования организаций. Выделите «плюсы» и «минусы» каждого метода.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Типология как метод исследования организаций.
2. Основные концепции зарубежной социологии организаций.
3. Основные направления в развитии отечественной социологии организаций.
4. Внешняя и внутренняя среда организаций.
5. Формализация как метод преодоления сложности организаций.
6. Формальная организация: специфика, основные элементы.
7. Ограниченность формальной организации.
8. Неформальная организация, источники ее возникновения.
9. Внеформальная организация как разновидность неформальной организации.
10. Процесс принятия решений. Ответственность членов организации за принятые решения.
11. Деятельность организации в ситуации кризиса и в других нестандартных ситуациях.
12. Методы исследования современных организаций.
13. Социально-психологическая организация как разновидность неформальной организации.
14. Индивид в организации. Стратегии индивидуального поведения.
15. Групповое поведение в организации.
16. Межгрупповое поведение в организации.
17. Власть как механизм достижения организационных, групповых и индивидуальных целей.
18. Консультирование организационного развития (управленческое консультирование).
19. Влияние межнациональных отношений и конфликтов на специфику организации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Барков, С. А. Социология организаций: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CC3C2C0A-5BC3-4C86-94D9-9324C822ADE4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тощенко, Ж. Т. Социология управления: учебник и практикум М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Песоцкая Е.В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э4 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э5 Курс в moodle "Социология организаций" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.