МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструменты и методы экономического анализа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Семиколенова М.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Инструменты и методы экономического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрывает особенности содержания и методики проведения комплексного анализа как инструмента контроля и управления деятельности коммерческой организации.
Преподавание курса преследует следующие основные цели:
- освоение методов и моделей, используемых в экономическом анализе;
- формирование практических навыков по анализу и оценке финансового состояния и результатов деятельности организации;
- освоение технологии выработки управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
ПК-2: способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории, закономерности и принципы развития экономических процессов на макро- и микроэкономическом уровне
методы расчета экономических показателей;
методы расчета социально-экономических показателей;
критерии применимости результатов расчетов экономических и социально-экономических показателей
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать закономерности экономической науки
рассчитывать экономические показатели
рассчитывать социально-экономические показатели
интерпретировать полученные результаты расчетов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.общенаучными и специфичными методами экономической науки
навыками расчета экономических показателей;
навыками расчета социально-экономических показателей;
навыками анализа полученных расчетов показателей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономический анализ как наука
1.1. Экономический анализ как наука Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Экономический анализ как наука Практические 5 6 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Экономический анализ как наука Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения
2.1. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Лекции 5 6 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Практические 5 8 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Сам. работа 5 16 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методика факторного анализа
3.1. Методика факторного анализа Сам. работа 5 18 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Методика факторного анализа Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Методика факторного анализа Практические 5 6 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности
4.1. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Практические 5 4 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Сам. работа 5 12 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития
5.1. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Практические 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Сам. работа 5 9 ОПК-2, ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭА 2018.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров: Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров Издательство "Дашков и К", 2016 https://e.lanbook.com/book/70608#book_name
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BA2F1116-550E-4415-A9B4-85DE5D17AB49
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3420
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.