МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные международные отношения 1991-2000-е гг.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Современные международные отношения 1991-2000-е гг.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о взаимоотношениях государств на международной арене, процессах и механизмах принятия решений, выработки внешнеполитического курса ведущими мировыми державами в условиях развития системы международных отношений поле окончания "холодной войны".
Задачи:
1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современных международных отношений.
2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам современных международных отношений
3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса.
4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современных международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические смысловые нагрузки проблем и процессов
ОПК-4 способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности
ПК-12 способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные закономерности развития и функционирования системы современных международных отношений;
-основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам современных международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять логику и закономерности процесса становления и развития современных международных отношений
- формулировать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации в сфере международных отношений и о путях (тенденциях) ее развития и последствиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современных международных отношений
- навыками анализа современной международной ситуации в целом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Современные международные отношения»
1.1. Введение в курс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные характеристики современной системы международных отношений
2.1. Основные характеристики современной системы международных отношений Лекции 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Глобальное измерение современных международных отношений
3.1. Международные отношения в "эпоху джихада" Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы контроля над распространением ядерного оружия в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. США в современных международных отношениях
4.1. США в современных международных отношениях Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Атлантические и трансатлантические отношения
5.1. Атлантические и трансатлантические отношения Практические 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. ЕС и его ведущие страны-участники в международных отношениях
6.1. Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Отношения ЕС и Россия на рубеже XX–XXI вв. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Германия в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Франция в международных отношениях 1990-х – 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Великобритания в международных отношениях 1990-х — 2010-х гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Общеевропейский процесс
7.1. Общеевропейский процесс Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Международные отношения в связи с распадом Югославии
8.1. Международные отношения в связи с распадом Югославии Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Отношения между Россией и новыми странами Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии
9.1. «Советское наследие» в международных отношениях Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Китай в современных международных отношениях
10.1. Китай в современных международных отношениях Практические 6 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю
11.1. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 6 66 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ История международных отношений в Европе (1945-1991 гг.) в документах и материалах [Электронный ресурс]: хрестоматия АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МВФ www.imf.org
Э2 НАТО www.nato.int
Э3 ООН www.un.org
Э4 History Channel www.historychannel.com
Э5 The History Net www.thehistorynet.com
Э6 Учебная дисциплина «Современные международные отношения» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.