МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика и социальная структура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 208
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 208 208 208 208
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика и социальная структура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать научное представление о социальной политике как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике,понимание социальной политики как элемента политической системы и возможностей повышения ее эффективности;
изучение актуальных проблем социальной политики в России;
сформировать навыки использования полученных знаний в области социальной политики в научно-исследовательской и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологические основы и методы исследования социальной политики и социальной структуры, выявления актуальных социальных проблем социальной политики и развития социальной структуры
- теоретические, методологические и методические основы анализа социальной политики, методические подходы к анализу тенденций изменения социальной структуры, современные и перспективные направления анализа и синтеза знаний в области социальной политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные теоретические концепции для анализа проблем в социальной политике с позиций различных акторов политики;
- выявлять актуальные социальные проблемы, социальные явления и тенденции в социальной политике и социальной структуре.
-использовать современные теории и методы анализа социальной политики и социальной структуры в научно-исследовательской деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа актуальных проблем социальной политики и социальной структуры, использования полученных знаний применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
- навыками абстрактного мышления, анализа и синтеза при проведении фундаментальных или прикладных исследований социальных общностей, институтов и процессов в сфере социальной политики, оценки последствий при разработке и осуществлении социально значимых проектов
- применить полученные знания и навыки анализа социальной политики для выявления социальных явлений и процессов в социальной политике и социальной структуре.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общее представление о социальной политике и социальной структуре Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Общее представление о социальной политике и социальной структуре Сам. работа 1 44 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Субъекты и институты социальной политики Сам. работа 1 44 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Практические 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Сам. работа 1 38 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы и средства социальной политики Сам. работа 1 44 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Формы и модели социальной политики Сам. работа 1 38 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы зачета по курсу
Сущность социальной политики.Социальная политика в узком и широком смысле.Социальная политика и социальное управление: общее и отличия.
Социальная сфера как объект социальной политики.Социальная структура и социальная инфраструктура как важнейшие компоненты социальной сферы.Эмпирические объекты социальной политики:индивид,социальная группа,организация и другие социальные образования, социальные процессы.
Социальная структура:понятие,устройство,подходы к изучению.
Социальная политика и социальная структура:направления и особенности взаимовлияния в России и других странах.
Цели социальной политики.Базовые цели и современные приоритеты государственного регулирования социальной сферы в России. Цели Программы ООН развития тысячелетия в РФ.Нацпроекты России и особенности их реализации.
Функции социальной политики (по регулированию воспроизводства и развития социальной сферы)и эффективность их реализации в современной России.
Основные направления современной государственной социальной политики в России по воспроизводству и развитию социальной сферы.
Субъекты социальной политики: первичные (первородные)и вторичные.Роль субъектов в социальной политике.Динамика ролей государства,работодателей,профсоюзов и др.субъектов в формировании и реализации социальной политики в России в годы реформ.
Роль государства в социальной политике.Организационные структуры формирования и реализации социальной политики государства.
Личность как субъект социальной политики.Роль власти, авторитета и лидерства в социальной политике.
Уровни реализации социальной политики:территориальные и социоструктурные.Изменение их значимости в условиях глобализации и рыночных реформ в России.Регионализация социальной политики:суть и социально-экономические последствия.
Каналы и проблемы взаимодействия федерального Центра и региона-субъекта РФ.Сфера совместного ведения и сфера разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов по социальным вопросам.
Социальная политика в муниципальном образовании:современные особенности и проблемы реализации в России и других странах.
Методы социальной политики.Общеполитические и специфические принципы и способы социальной политики.Государственное регулирование как основной способ регулирования развития социальной сферы.Трансформация принципов и способов социальной политики в современной Рос-сии.
Социальное проектирование: сущность и современные особенности. Нацпроекты России и особенности их реализа-ции.
Социальное программирование:сущность и современные особенности.Социальная программа как инструмент социальной политики: принципы формирования и составляющие.Особенности формирования и реализации федеральных и региональных социальных программ в России.
Социальное прогнозирование:сущность и основные направления формирования.Особенности социального прогнозирования в России.
Средства социальной политики.Средства прямого и косвенного воздействия на социальное положение людей.Источники финансирования социальной политики. Роль государственных внебюджетных фондов в реализации целей социальной политики.
Модели социальной политики.Классические и современные модели социального государства.Особенности российской модели социальной политики до реформ и в современный период.
Формы реализации социальной политики:политико-идеологические,инструментально-управленческие,субъектно-технологические, территориальные,конкретные материальные.
Социальные технологии социальной политики:понятие и виды.Технологии принятия и осуществления социальной политики. Лоббирование интересов социальных групп и организаций,социальное партнерство и социальный контроль как технологии социальной политики.
Социальное партнерство как технология социальной политики:сущность,задачи,принципы,уровни и формы реализации.Условия и проблемы формирования и развития социального партнерства в современной России.
Эффективность социальной политики:подходы к оценке,критерии и характеристики.Социальная цена российских реформ.Пути повышения эффективности социальной политики государства.
Современные глобальные и российские тенденции в сфере социальной политики.Глобализация и новые требования к социальной политике.Регулирование социальной сферы в условиях глобализации.
Бизнес как субъект социальной политики.
Современные технологии взаимодействия бизнеса и власти.
Социальное партнерство как технология социальной политики:сущность,задачи,принципы,уровни и формы реализации.
Условия и проблемы формирования и развития социального партнерства в современной России.
Лоббирование как технология реализации интересов бизнеса и власти.
Третий сектор: понятие и устройство.Интересы третьего сектора.Особенности формирования институтов гражданского общества в России.
Социальный контроль: понятие и элементы.Социальные нормы и санкции.Агенты формального и неформального социального контроля.
Совершенствование институтов гражданского общества и их отношений с государством в сфере социальной политики.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов-презентаций (ДП)
1. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления социальной сферой. Структура органов государственного управления социальной сферой.
2. Три сектора управления социальной сферой, роль и функции их организаций.
3. Формы некоммерческих организаций в социальной сфере.
4. Личность как субъект социального управления.
5. Власть, авторитет и лидерство.
6. Процессы регионализации и муниципализации социального управления: суть и социально-экономические последствия.
7. Внутренняя и внешняя социальная политика организаций. Бизнес как субъект социальной политики.
8. Социальная политика развития гражданского общества. Роль общественных организаций в решении социальных проблем.
9. Региональная социальная политика.
10. Муниципальная социальная политика.
11. Социальное управление в условиях глобализациии. Международные аспекты социальной политики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socpol.ru
Э2 Электронный журнал «Экономическая социология»
Э3 Курс в moodle «Социальная политика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.