МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.профессиональная подготовка бакалавров по вопросам понимания общей стратегии государства в части его целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, качества его жизни; формирование универсального понимания сущности социальной политики как части внутренней политики государства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, методологические, правовые и этические основы социальной политики, тенденции изменения социальной структуры, современные и перспективные направления социальной политики.



3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные теории и методы изучения социальной политики и социальной структуры в научно-исследовательской деятельности;
- применить полученные знания и навыки, правовые и этические основы социальной политики для выявления социальных явлений и процессов в социальной политике и социальной структуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов в сфере социальной политики, оценки последствий при разработке и осуществлении социально значимых проектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общее представление о социальной политике Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общее представление о социальной политике Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Субъекты и институты социальной политики Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Субъекты и институты социальной политики Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Методы и средства социальной политики Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методы и средства социальной политики Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Формы и модели социальной политики Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Дайте определение понятию социальной политики как части политики. В чем сущность социологического понимания политики?
2. Каково соотношение социальной и экономической политики государства?
3. Дайте определение понятию социальной политики как сфере деятельности, Какое понятие социальной политики является устаревшим?
4. Что общего в понимании социальной политики и социального управления? В чем различия?
5. Определите социальную сферу как объект социальной политики. Дайте характеристику различных точек зрения на определение социальной сферы.
6. Опишите устройство социальной сферы как объекта социальной политики.
7. Дайте определение понятию «социальная структура» как элемента социальной сферы.
8. Каковы современные критерии формирования социальной структуры российского общества? Как изменилась в 1990-е годы роль структурообразующих критериев? Каковы особенности 2000-х?
9. Каковы основные виды социальных подструктур общества и элементы, их образующие?
10. Определите социальную инфраструктуру как компонент социальной сферы. Какие элементы образуют социальную инфраструктуру?
11. Назовите эмпирические объекты социального управления и социальной политики.
12. Назовите базовую цель и базовые задачи социальной политики.
13. Каковы основные цели и задачи современной социальной политики России?
14. Дать определение понятию «социальный приоритет».
15. Какие противоречия призваны разрешать социальные приоритеты?
16. Назовите современные приоритеты государственного регулирования социальной сферой в России.
17. Каковы основные направления современной социальной политики России по воспроизводству и развитию социальной сферы?
18. Назовите функции социальной политики по регулированию воспроизводства и развитию социальной сферы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Современные тенденции и механизмы здравоохранения в России.
2. Современные тенденции и механизмы государственного регулирования доходов россиян.
3. Современные способы и проблемы государственной социальной поддержки населения в России.
4. Проблемы и направления реформирования государственной пенсионной политики в России.
5. Особенности современной государственной политики занятости населения в России.
6. Современная социальная политика в сфере образования: цели, направления, методы и средства.
7. Современные особенности демографического воспроизводства населения и проблемы демографической политики.
8. Особенности регулирования трудовых отношений на российских предприятиях.
9. Рост благосостояния, уровня и качества жизни населения как приоритеты социальной политики.
10. Проблемы формирования среднего класса и развития человеческого потенциала.
11. Бедность как социальная проблема и государственная политика ее преодоления. Сущность прожиточного минимума и проблемы определения этого показателя в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова, Е. И. Социальная политика : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/64185B6A-C983-4BBB-BCB9-EA3B9B4044CA.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
Л2.2 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.old.csr.ru\document\original 66.stm;
Э2 www.ref.by\refs\72\17168\1.html;
Э3 www.BestReferat.ru\referat-92570.html;
Э4 www.kniga.ru Россия; www.goodreads.ru Сибирь.
Э5 Курс в moodle «Социальная политика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.