МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные риски в управлении (конфликтология)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные риски в управлении (конфликтология)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряжен-ности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории предмета конфликтология; методологических основах анализа социального конфликта; его структуре, видах; формах протекания; способах решения;
как эффективно работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.2.Уметь:
3.2.1.эволюцию представлений о конфликте и мире;
основные теоретические подходы к анализу конфликта;
понятийно-категориальный аппарат конфликтологии;
основные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
эффективно работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения исследований по проблемам конфликтологии, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов и поддержания мира;
развитые навыки работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы конфликтологии
1.1. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 4 4 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Конфликт, его природа и сущность Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Научный статус и уровни конфликтологического знания Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. История, теория и методология конфликтологии Лекции 4 4 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. История, теория и методология конфликтологии Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Структура и истоки конфликта Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов
2.1. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ и диагностика социального конфликта Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Анализ и диагностика социального конфликта Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные модели разрешения социальных конфликтов Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Основные модели разрешения социальных конфликтов Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.6. Основные модели разрешения социальных конфликтов Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. Посредничество в социальном конфликте Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.8. Посредничество в социальном конфликте Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.9. Посредничество в социальном конфликте Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные типы социальных конфликтов
3.1. Межличностные конфликты Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Межличностные конфликты Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Межличностные конфликты Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Стрессы в конфликтных отношениях организации Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.5. Стрессы в конфликтных отношениях организации Практические 4 0 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.6. Стрессы в конфликтных отношениях организации Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.7. Конфликты в организациях Лекции 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.8. Конфликты в организациях Практические 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.9. Конфликты в организациях Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
3.10. Массовые конфликты Сам. работа 4 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету:
Перечень теоретических вопросов:
1. Риск и неопределенность: различение понятий.
2. Объективное и субъективное понимание риска.
3. Структурные характеристики риска.
4. Концепция «общества риска» У. Бека
5. Концепция риска Э. Гидденса.
6. Риск и рациональность: концепция Н. Лумана
7. Теория макдонализации (компактизация риска) Дж. Ритцера.
8. Производство и распространение рисков.
9. Формальная модель анализа риска.
10. Классификация рисков: по характеристике опасности.
11. Классификация рисков: по характеристике уязвимости.
12. Классификация рисков: по характеристике взаимодействия с другими рисками.
13. Классификация рисков: по имеющейся информации о риске, по величине риска, по характеристике издержек, связанных с риском, специфические классификации рисков.
14. Понятие риск-менеджмента.
15. Свойства системы управления риском.
16. Основные принципы управления рисками.
17. Управление рисками как часть общего менеджмента и стратегия развития организации.
18. Аутсорсинг управления риском.
19. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы.
20. Управление риском как динамический процесс.
21. Принципы информационного обеспечения системы управления риском. Источники информации, принципы построения информационной системы.
22. Основные принципы оценки риска: концепция приемлемого риска, пороговые значения риска, рисковый капитал.
23. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
24. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
25. Измерение риска: инженерный подход.
26. Модельный подход.
27. Восприятие риска: ранжирование.
28. Сопоставление разных способов измерения риска. Установление стандартов.
29. Структура программы управления рисками. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы управления рисками.
30. Формирование плана превентивных мероприятий. Задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками.
31. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
32. Критерии оценки решения. Критерий Вальда. Критерий Сэвиджа. Критерий Лапласа. Критерий крайнего оптимизма.
33. Критерии оценки решения. Критерий максимального сожаления. Критерий Гурвича. Критерий математического ожидания.
34. Применение механизма интуиции для разработки решений
35. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.

Практические задания:
1. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации с участием посредника.
2. Разработайте программу предупреждения конфликтности в организации, связанной с участием в конфликтах руководителя как арбитра.
3. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
4. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
5. Предложите новую (свою собственную) типологию форм альтернативного разрешения конфликтов.
6. Приведите примеры участия руководителя предприятия в решении конфликтов.
7. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
8. Проанализируйте процесс своего последнего межличностного конфликта в контексте возможного использования технологии АРК в конфликтах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Риск и неопределенность: различение понятий.
2. Объективное и субъективное понимание риска.
3. Структурные характеристики риска.
4. Концепция «общества риска» У. Бека
5. Концепция риска Э. Гидденса.
6. Риск и рациональность: концепция Н. Лумана
7. Теория макдонализации (компактизация риска) Дж. Ритцера.
8. Производство и распространение рисков.
9. Формальная модель анализа риска.
10. Классификация рисков: по характеристике опасности.
11. Классификация рисков: по характеристике уязвимости.
12. Классификация рисков: по характеристике взаимодействия с другими рисками.
13. Классификация рисков: по имеющейся информации о риске, по величине риска, по характеристике издержек, связанных с риском, специфические классификации рисков.
14. Понятие риск-менеджмента.
15. Свойства системы управления риском.
16. Основные принципы управления рисками.
17. Управление рисками как часть общего менеджмента и стратегия развития организации.
18. Аутсорсинг управления риском.
19. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы.
20. Управление риском как динамический процесс.
21. Принципы информационного обеспечения системы управления риском. Источники информации, принципы построения информационной системы.
22. Основные принципы оценки риска: концепция приемлемого риска, пороговые значения риска, рисковый капитал.
23. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
24. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
25. Измерение риска: инженерный подход.
26. Модельный подход.
27. Восприятие риска: ранжирование.
28. Сопоставление разных способов измерения риска. Установление стандартов.
29. Структура программы управления рисками. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы УР.
30. Формирование плана превентивных мероприятий. Задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками.
31. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
32. Критерии оценки решения. Критерий Вальда. Критерий Сэвиджа. Критерий Лапласа. Критерий крайнего оптимизма.
33. Критерии оценки решения. Критерий максимального сожаления. Критерий Гурвича. Критерий математического ожидания.
34. Применение механизма интуиции для разработки решений
35. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Джордж Дж. М., Организационное поведение: Основы управления : учебное пособие / Джордж Дж. М., Г.Р. Джоунс ; пер. В.Н. Егоров. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 460 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114431
Э2 Райзберг, Б.А. Психологические основы управления : учебное пособие / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. - М. : Юнити-Дана, 2015. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114549
Э3 Цветков, В.Л. Психология конфликта: От теории к практике : учебное пособие / В.Л. Цветков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 183 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984
Э4 Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления : учебное пособие / К.В. Решетникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448158
Э5 Конфликтология : учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 543 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115393
Э6 Курс в moodle «Профессиональные риски в управлении (Конфликтология) для специальности "Фармация"» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.