Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы теории и практики международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно – аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ОПК-2 | Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности |
ОПК-7 | Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные правовые документы в своей деятельности; - основы прикладного анализа международных ситуаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; -анализировать социально-значимые проблемы и процессы; -составлять дипломатические документы; -профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Совместная работа над цифровыми документами | ||||||
1.1. | Организация совместной работы над документами в международной среде | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Организация совместной работы над документами в международной среде | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий | Сам. работа | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Представление информации в сети Интернет | ||||||
2.1. | Представление информации в сети Интернет | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Представление информации в сети Интернет | Лабораторные | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Использование социальных сетей в международных отношениях | ||||||
3.1. | Использование социальных сетей в международных отношениях | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Использование социальных сетей в международных отношениях | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9183 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Отчет в базе данных предназначен для: А. хранения данных Б. вывода данных на печать В. ввода и редактирования данных Г. создания команд для автоматизации работы Ответ: Б 2. Для хранения данных в базе данных используется: А. форма Б. таблица В. отчет Г. запрос Ответ: Б 3. Программа презентационной графики — это ... А. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов Б. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков Ответ: А 4. В цифровой презентации можно использовать: А. оцифрованные фотографии Б. звуковое сопровождение В. документы, подготовленные в других программах Г. все вышеперечисленное Ответ: Г 5. Слайд — это ... А. абзац презентации Б. строчка презентации В. основной элемент презентации Ответ: В 6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для: А. вставки электронных таблиц Б. облегчения операций по оформлению слайдов В. вставки графических изображений Г. создания нетипичных слайдов Ответ: Б 7. В круговых диаграммах достаточно использовать: А. один ряд данных Б. один ряд данных, расположенных в строке В. один ряд данных, расположенных в столбце Г. не менее двух рядов данных Ответ: А 8. Диаграммы на листе Microsoft Excel: А. занимают специальные ячейки Б. располагаются поверх ячеек В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист Ответ: Г 9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо: А. подготовить числовые данные на одном листе Б. подготовить числовые данные в одной книге В. выделить необходимые данные Г. удалить из книги всю лишнюю информацию Ответ: В 10. В зависимости от места расположения верхними и нижними бывают ... А. сноски Б. оглавления В. гиперссылки Г. примечания Д. колонтитулы Ответ: Д 11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате: А. PPTX Б. ODP В. PPTS Г. PDF Д. PPT Ответ: Г 12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу? А. Microsoft PowerPoint Б. LibreOffice Impress В. Google Презентации Г. Yandex Диск Д. Acrobat Reader Ответ: А, Б, В, Г 13. Отметьте системы управления библиографической информацией. А. Zotero Б. Mendeley В. Citavi Г. Microsoft Word Д. ScienceDirect Ответ: А, Б, В 14. Отметьте программы для уменьшения размера файлов. А. деструкторы Б. архиваторы В. компиляторы Г. интерпретаторы Ответ: Б 15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц? А. Да Б. Нет Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы? – Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы. 2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»? Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. 3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация? Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д. 4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации? Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад. 5. Дайте определение термину «большие данные». Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа. 6. Что понимают под интернет-сообществом? Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет. 7. Какие услуги можно считать веб-услугами? Ответ: Таковым называют услуги, оказываемые пользователям посредством сети Интернет. 8. Что такое информационная система? Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса. 9. Дайте определение термину «информационная технология». Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации. 10. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере? Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически. 11. Дайте определение термину «цифровая грамотность». Ответ: Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. 12. Что понимают под цифровой культурой? Ответ: Чаще всего под цифровой культурой понимают грамотное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности или в быту. 13. Как Вы определите термин «цифровое пространство»? Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования. 14. Что означает понятие «цифровой след»? Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве. 15. В чем заключаются цифровые навыки населения? Ответ: К цифровым навыками относят компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов цифровых технологий, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта. 16. Дайте определение термину «информационные ресурсы». Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур. 17. Что такое СУБД? Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных. 18. Какое значение имеют строки и столбцы в таблице базы данных? Ответ: Строка таблицы содержит уникальную запись базы данных, столбец таблицы называется полем базы данных. 19. Перечислите основные объекты любой базы данных. – Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты. 20. Дайте определение цифровой презентации. Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере. 21. Что такое слайд в презентации? Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. 22. Объясните термин «блог». Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. 23. Что такое хостинг? Ответ: Хостингом называют услугу по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети Интернет. 24. Для чего используется система WordPress? Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов. 25. Что такое диаграмма? Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса. 26. В чем заключаются особенности гистограммы? – На гистограмме каждая точка данных представлена в виде вертикального столбца, высота которого соответствует значению этой точки данных. Шкала значений отображается на вертикальной оси, которая, как правило, расположена в левой части диаграммы. Гистограммы часто используются для сравнения дискретных наборов данных, а также для изображения различий между точками данных одного или нескольких рядов. 27. С какой целью создаются графики в табличном редакторе? Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры. 28. Для чего используют круговую диаграмму? Ответ: Круговую диаграмму уместно использовать, если нужно показать пропорцию или часть чего-либо относительно целого. Круговая диаграмма строится только для одного ряда данных. Как правило, круговая диаграмма применяется не более чем для пяти-шести точек данных (секторов). 29. Укажите наиболее важные параметры страницы, которые устанавливаются в текстовом редакторе. Ответ: К наиболее важным параметрам страницы относят: поля, определяющие расстояния от края страницы до границ текста; ориентацию страницы; размер бумаги; расстановку переносов. 30. Определите основные атрибуты абзацев в текстовом редакторе. Ответ: Основными атрибутами абзацев являются выравнивание, отступы и интервалы. 31. Какие маркеры можно использовать для создания списков в текстовом редакторе? Ответ: Правила русского языка для элементов списка допускают использовать: абзацный отступ, букву, цифру, тире, точку. 32. Дайте определение термину «стиль», который используется в текстовом редакторе. Ответ: Стилем называется набор заданных параметров форматирования, которые можно применять к фрагментам текста и заголовкам, таблицам и спискам разных документов. 33. Что такое аккаунт? Ответ: Под аккаунтом понимают домашнюю страницу (профиль) пользователя в социальных сетях. 34. Что означает глагол «забанить»? Ответ: Глагол забанить (банить) (от англ. to ban – запрещать) – контролировать действия пользователей Интернета путем ограничения доступа к ресурсам форумов, чатов, блогов за нарушение правил использования того или иного сайта. 35. С какой целью ставят «лайк»? Ответ: Существительное «лайк» (от англ. to like — нравиться) обозначает кнопку на веб-страницах, позволяющая отметить публикацию как понравившуюся. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7 Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. К устойчивым признакам мемуарной литературы относятся: А. преобладание событий Б. ретроспективность В. фактографичность Г. непосредственность свидетельств Д. отсутствие субъективности Ответ: А, Б, В, Г 2. Форма информационно-аналитической документации, чьей задачей является грамотная обработка получаемой диппредставительством прессы, отбор самых значимых сообщений, составление кратких аннотаций, называется: А. справка Б. информация В. обзор печати Г. информационное письмо Ответ: В 3. Какие существуют источники информации? А. прямые Б. первичные В. косвенные Г. вторичные Д. дополнительные Ответ: А, Б, В, Г 4. Информация, оберегаемая государством или отдельными политическими или экономическими структурами, и предназначенная для ограниченного круга лиц, называется А. конфиденциальной Б. непубличной Ответ: А 5. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса. А. верно только А Б. верно только Б В. оба суждения верны Г. оба суждения неверны Ответ: А 6. К более современным методам анализа относятся: А. контент-анализ Б. когнитивное картирование В. изучение документов Г. ивент-анализ Д. системный подход Ответ: А, Б, Г 7. Какой номер (идентификатор) может быть присвоен книгам (печатным и электронным)? А. ISBN Б. DOI В. ISSN Ответ: А 8. Цифровой идентификатор объекта, предназначенный для обозначения объектов информационной деятельности: А. DOI Б. OpenID В. ORCID Г. Импакт-фактор Ответ: А 9. В системе eLIBRARY.RU используется (используются) идентификатор(ы): А. DOI Б. eLIBRARY ID В. EDN Г. ORCID Ответ: А 10. Отметьте международные электронные каталоги. А. Crossref Б. WorldCat В. ScienceDirect Г. КиберЛенинка Ответ: А 11. Отметьте международные системы библиографической информации. А. Web of Science Б. Scopus В. eLIBRARY.RU Ответ: А, Б 12. Цифровым идентификатором научной статьи является: А. ISSN Б. DOI В. Импакт-фактор Ответ: Б 13. При публикации статей редакции научных журналов обычно требуют от авторов: А. аннотацию на русском языке Б. аннотацию на английском языке В. DOI Г. ключевые слова Ответ: А, Б, Г 14. В тексте научной статьи квадратные скобки [...] используются для ссылок: А. подстрочных Б. внутритекстовых Ответ: Б 15. Библиографический список в конце статьи может быть сформирован: А. по алфавиту авторов и названий Б. по порядку цитирования В. по году издания статей и книг Ответ: А, Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах). ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Отчет в базе данных предназначен для: А. хранения данных Б. вывода данных на печать В. ввода и редактирования данных Г. создания команд для автоматизации работы Ответ: Б 2. Для хранения данных в базе данных используется: А. форма Б. таблица В. отчет Г. запрос Ответ: Б 3. В чем заключается метод анализа в исследовательской деятельности? А. В разделении целостного предмета на составляющие Б. В соединении отдельных частей в целое В. В выведении заключений частного характера из общих посылок Г. В обобщении частных посылок Ответ: А 4. В цифровой презентации можно использовать: А. оцифрованные фотографии Б. звуковое сопровождение В. документы, подготовленные в других программах Г. все вышеперечисленное Ответ: Г 5. Слайд — это ... А. абзац презентации Б. строчка презентации В. основной элемент презентации Ответ: В 6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для: А. вставки электронных таблиц Б. облегчения операций по оформлению слайдов В. вставки графических изображений Г. создания нетипичных слайдов Ответ: Б 7. В круговых диаграммах достаточно использовать: А. один ряд данных Б. один ряд данных, расположенных в строке В. один ряд данных, расположенных в столбце Г. не менее двух рядов данных Ответ: А 8. Диаграммы на листе Microsoft Excel: А. занимают специальные ячейки Б. располагаются поверх ячеек В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист Ответ: Г 9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо: А. подготовить числовые данные на одном листе Б. подготовить числовые данные в одной книге В. выделить необходимые данные Г. удалить из книги всю лишнюю информацию Ответ: В 11. Выберите один или несколько вариантов ответов. К первичным источникам информации относятся: А. Официальные заявления Б. Договоры В. СМИ Г. Соглашения Д. Ленты информационных агентств Ответ: А, Б, Г 11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате: А. PPTX Б. ODP В. PPTS Г. PDF Д. PPT Ответ: Г 12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу? А. Microsoft PowerPoint Б. LibreOffice Impress В. Google Презентации Г. Yandex Диск Д. Acrobat Reader Ответ: А, Б, В, Г 13. Отметьте системы управления библиографической информацией. А. Zotero Б. Mendeley В. Citavi Г. Microsoft Word Д. ScienceDirect Ответ: А, Б, В 14. Какое качество информации означает ее актуальность? А. информационный материал должен касаться возникновения нового события Б. информационный документ должен давать ясное исчерпывающее представление о проблеме, которой он посвящен В. информация значима с точки зрения текущих интересов страны Ответ: А 15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц? А. Да Б. Нет Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы? Ответ: Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы. 2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»? Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. 3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация? Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д. 4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации? Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад. 5. Дайте определение термину «большие данные». Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа. 6. Что понимают под интернет-сообществом? Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет. 7. Что такое информационная система? Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса. 8. Дайте определение термину «информационная технология». Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации. 9. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере? Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически. 10. Как Вы определите термин «цифровое пространство»? Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования. 11. Что означает понятие «цифровой след»? Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве. 12. Дайте определение термину «информационные ресурсы». Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур. 13. Что такое СУБД? Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных. 14. Перечислите основные объекты любой базы данных. Ответ: Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты. 15. Дайте определение цифровой презентации. Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере. 16. Что такое слайд в презентации? Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. 17. Объясните термин «блог». Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. 18. Для чего используется система WordPress? Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов. 19. Что такое диаграмма? Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса. 20. С какой целью создаются графики в табличном редакторе? Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=378452 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; • «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гаврилов, М. В. | Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/431772 |
Л1.2 | Современные информационные технологии : | Ставрополь : СКФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457747 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Трофимов, В. В. | Информационные технологии в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/434432 |
Л2.2 | Трофимов, В. В. | Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/434433 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Организация Объединенных Наций | www.un.org | ||
Э2 | Представительства международных организаций в Женеве | geneva.intl.ch | ||
Э3 | Представительство Европейской Комиссии | www.delrus.cec.eu.int | ||
Э4 | Программа Развития ООН (UNDP) | www.undp.org | ||
Э5 | Саммит Совета Европы в Варшаве | www.coe.int | ||
Э6 | Совет Государств Балтийского моря | www.cbss.st | ||
Э7 | Совет Россия-НАТО (СРН) | www.nato-russia-council.info | ||
Э8 | Содружество Независимых Государств | www.cis.minsk.by | ||
Э9 | Управление Верховного комиссара ООН по правам человека | www.ohchr.org | ||
Э10 | Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) | www.infoshos.ru | ||
Э11 | ЮНЕСКО | www.unesco.org | ||
Э12 | Организация Американских Государств | www.oas.org | ||
Э13 | ОПЕК | www.opec.org | ||
Э14 | ОДКБ | www.dkb.gov.ru | ||
Э15 | ОБСЕ | www.osce.org | ||
Э16 | НАТО | www.nato.int | ||
Э17 | Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) | www.ipaeurasec.org | ||
Э18 | Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) | www.iacis.ru | ||
Э19 | Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) | www.intracen.org | ||
Э20 | Международный Комитет Красного Креста | www.icrc.org | ||
Э21 | Международные организации, входящие в систему ООН | www.unsystem.org | ||
Э22 | Европейский Союз | www.europa.eu.int | ||
Э23 | Европейский Парламент | www.europarl.eu.int | ||
Э24 | Youtube | www.youtube.com | ||
Э25 | Wordpress | www.wordpress.com | ||
Э26 | twitter.com | |||
Э27 | Skype | www.skype.com | ||
Э28 | Microsoft Sharepoint | altsu.sharepoint.com | ||
Э29 | Microsoft Office Online | office.live.com | ||
Э30 | www.instagram.com | |||
Э31 | Google Translate | translate.google.com | ||
Э32 | Google Documents | docs.google.com | ||
Э33 | www.facebook.com | |||
Э34 | DeepL | www.deepl.com | ||
Э35 | Adobe Document Cloud | acrobat.adobe.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |