МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в международных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в международных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно – аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
ОПК-7 Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Совместная работа над цифровыми документами
1.1. Организация совместной работы над документами в международной среде Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Организация совместной работы над документами в международной среде Лабораторные 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Представление информации в сети Интернет
2.1. Представление информации в сети Интернет Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Представление информации в сети Интернет Лабораторные 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Использование социальных сетей в международных отношениях
3.1. Использование социальных сетей в международных отношениях Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Использование социальных сетей в международных отношениях Лабораторные 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовка к зачету Сам. работа 6 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9183

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
А. хранения данных
Б. вывода данных на печать
В. ввода и редактирования данных
Г. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
А. форма
Б. таблица
В. отчет
Г. запрос
Ответ: Б

3. Программа презентационной графики — это ...
А. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
Б. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
А. оцифрованные фотографии
Б. звуковое сопровождение
В. документы, подготовленные в других программах
Г. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
А. абзац презентации
Б. строчка презентации
В. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
А. вставки электронных таблиц
Б. облегчения операций по оформлению слайдов
В. вставки графических изображений
Г. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
А. один ряд данных
Б. один ряд данных, расположенных в строке
В. один ряд данных, расположенных в столбце
Г. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
А. занимают специальные ячейки
Б. располагаются поверх ячеек
В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
А. подготовить числовые данные на одном листе
Б. подготовить числовые данные в одной книге
В. выделить необходимые данные
Г. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

10. В зависимости от места расположения верхними и нижними бывают ...
А. сноски
Б. оглавления
В. гиперссылки
Г. примечания
Д. колонтитулы
Ответ: Д

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
А. PPTX
Б. ODP
В. PPTS
Г. PDF
Д. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
А. Microsoft PowerPoint
Б. LibreOffice Impress
В. Google Презентации
Г. Yandex Диск
Д. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
А. Zotero
Б. Mendeley
В. Citavi
Г. Microsoft Word
Д. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Отметьте программы для уменьшения размера файлов.
А. деструкторы
Б. архиваторы
В. компиляторы
Г. интерпретаторы
Ответ: Б

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
– Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Какие услуги можно считать веб-услугами?
Ответ: Таковым называют услуги, оказываемые пользователям посредством сети Интернет.

8. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

9. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

10. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

11. Дайте определение термину «цифровая грамотность».
Ответ: Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

12. Что понимают под цифровой культурой?
Ответ: Чаще всего под цифровой культурой понимают грамотное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности или в быту.

13. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

14. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

15. В чем заключаются цифровые навыки населения?
Ответ: К цифровым навыками относят компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов цифровых технологий, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта.

16. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

17. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

18. Какое значение имеют строки и столбцы в таблице базы данных?
Ответ: Строка таблицы содержит уникальную запись базы данных, столбец таблицы называется полем базы данных.

19. Перечислите основные объекты любой базы данных.
– Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

20. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

21. Что такое слайд в презентации?
Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами.

22. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

23. Что такое хостинг?
Ответ: Хостингом называют услугу по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети Интернет.

24. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

25. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

26. В чем заключаются особенности гистограммы?
– На гистограмме каждая точка данных представлена в виде вертикального столбца, высота которого соответствует значению этой точки данных. Шкала значений отображается на вертикальной оси, которая, как правило, расположена в левой части диаграммы. Гистограммы часто используются для сравнения дискретных наборов данных, а также для изображения различий между точками данных одного или нескольких рядов.

27. С какой целью создаются графики в табличном редакторе?
Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры.

28. Для чего используют круговую диаграмму?
Ответ: Круговую диаграмму уместно использовать, если нужно показать пропорцию или часть чего-либо относительно целого. Круговая диаграмма строится только для одного ряда данных. Как правило, круговая диаграмма применяется не более чем для пяти-шести точек данных (секторов).

29. Укажите наиболее важные параметры страницы, которые устанавливаются в текстовом редакторе.
Ответ: К наиболее важным параметрам страницы относят: поля, определяющие расстояния от края страницы до границ текста; ориентацию страницы; размер бумаги; расстановку переносов.

30. Определите основные атрибуты абзацев в текстовом редакторе.
Ответ: Основными атрибутами абзацев являются выравнивание, отступы и интервалы.

31. Какие маркеры можно использовать для создания списков в текстовом редакторе?
Ответ: Правила русского языка для элементов списка допускают использовать: абзацный отступ, букву, цифру, тире, точку.

32. Дайте определение термину «стиль», который используется в текстовом редакторе.
Ответ: Стилем называется набор заданных параметров форматирования, которые можно применять к фрагментам текста и заголовкам, таблицам и спискам разных документов.

33. Что такое аккаунт?
Ответ: Под аккаунтом понимают домашнюю страницу (профиль) пользователя в социальных сетях.

34. Что означает глагол «забанить»?
Ответ: Глагол забанить (банить) (от англ. to ban – запрещать) – контролировать действия пользователей Интернета путем ограничения доступа к ресурсам форумов, чатов, блогов за нарушение правил использования того или иного сайта.

35. С какой целью ставят «лайк»?
Ответ: Существительное «лайк» (от англ. to like — нравиться) обозначает кнопку на веб-страницах, позволяющая отметить публикацию как понравившуюся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7
Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К устойчивым признакам мемуарной литературы относятся:
А. преобладание событий
Б. ретроспективность
В. фактографичность
Г. непосредственность свидетельств
Д. отсутствие субъективности
Ответ: А, Б, В, Г

2. Форма информационно-аналитической документации, чьей задачей является грамотная обработка получаемой диппредставительством прессы, отбор самых значимых сообщений, составление кратких аннотаций, называется:
А. справка
Б. информация
В. обзор печати
Г. информационное письмо
Ответ: В

3. Какие существуют источники информации?
А. прямые
Б. первичные
В. косвенные
Г. вторичные
Д. дополнительные
Ответ: А, Б, В, Г

4. Информация, оберегаемая государством или отдельными политическими или экономическими структурами, и предназначенная для ограниченного круга лиц, называется
А. конфиденциальной
Б. непубличной
Ответ: А

5. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. оба суждения верны
Г. оба суждения неверны
Ответ: А

6. К более современным методам анализа относятся:
А. контент-анализ
Б. когнитивное картирование
В. изучение документов
Г. ивент-анализ
Д. системный подход
Ответ: А, Б, Г

7. Какой номер (идентификатор) может быть присвоен книгам (печатным и электронным)?
А. ISBN
Б. DOI
В. ISSN
Ответ: А

8. Цифровой идентификатор объекта, предназначенный для обозначения
объектов информационной деятельности:
А. DOI
Б. OpenID
В. ORCID
Г. Импакт-фактор
Ответ: А

9. В системе eLIBRARY.RU используется (используются) идентификатор(ы):
А. DOI
Б. eLIBRARY ID
В. EDN
Г. ORCID
Ответ: А

10. Отметьте международные электронные каталоги.
А. Crossref
Б. WorldCat
В. ScienceDirect
Г. КиберЛенинка
Ответ: А

11. Отметьте международные системы библиографической информации.
А. Web of Science
Б. Scopus
В. eLIBRARY.RU
Ответ: А, Б

12. Цифровым идентификатором научной статьи является:
А. ISSN
Б. DOI
В. Импакт-фактор
Ответ: Б

13. При публикации статей редакции научных журналов обычно требуют от авторов:
А. аннотацию на русском языке
Б. аннотацию на английском языке
В. DOI
Г. ключевые слова
Ответ: А, Б, Г

14. В тексте научной статьи квадратные скобки [...] используются для ссылок:
А. подстрочных
Б. внутритекстовых
Ответ: Б

15. Библиографический список в конце статьи может быть сформирован:
А. по алфавиту авторов и названий
Б. по порядку цитирования
В. по году издания статей и книг
Ответ: А, Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах).

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
А. хранения данных
Б. вывода данных на печать
В. ввода и редактирования данных
Г. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
А. форма
Б. таблица
В. отчет
Г. запрос
Ответ: Б

3. В чем заключается метод анализа в исследовательской деятельности?
А. В разделении целостного предмета на составляющие
Б. В соединении отдельных частей в целое
В. В выведении заключений частного характера из общих посылок
Г. В обобщении частных посылок
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
А. оцифрованные фотографии
Б. звуковое сопровождение
В. документы, подготовленные в других программах
Г. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
А. абзац презентации
Б. строчка презентации
В. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
А. вставки электронных таблиц
Б. облегчения операций по оформлению слайдов
В. вставки графических изображений
Г. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
А. один ряд данных
Б. один ряд данных, расположенных в строке
В. один ряд данных, расположенных в столбце
Г. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
А. занимают специальные ячейки
Б. располагаются поверх ячеек
В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
А. подготовить числовые данные на одном листе
Б. подготовить числовые данные в одной книге
В. выделить необходимые данные
Г. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

11. Выберите один или несколько вариантов ответов. К первичным источникам
информации относятся:
А. Официальные заявления
Б. Договоры
В. СМИ
Г. Соглашения
Д. Ленты информационных агентств
Ответ: А, Б, Г

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
А. PPTX
Б. ODP
В. PPTS
Г. PDF
Д. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
А. Microsoft PowerPoint
Б. LibreOffice Impress
В. Google Презентации
Г. Yandex Диск
Д. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
А. Zotero
Б. Mendeley
В. Citavi
Г. Microsoft Word
Д. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Какое качество информации означает ее актуальность?
А. информационный материал должен касаться возникновения нового события
Б. информационный документ должен давать ясное исчерпывающее представление о проблеме, которой он посвящен
В. информация значима с точки зрения текущих интересов страны
Ответ: А

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
Ответ: Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

8. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

9. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

10. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

11. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

12. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

13. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

14. Перечислите основные объекты любой базы данных.
Ответ: Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

15. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

16. Что такое слайд в презентации?
Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами.

17. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

18. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

19. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

20. С какой целью создаются графики в табличном редакторе?
Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=378452
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/431772
Л1.2 Современные информационные технологии : Ставрополь : СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457747
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434432
Л2.2 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434433
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э2 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э3 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э4 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э5 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э6 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э7 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э8 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э9 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э10 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э11 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э12 Организация Американских Государств www.oas.org
Э13 ОПЕК www.opec.org
Э14 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э15 ОБСЕ www.osce.org
Э16 НАТО www.nato.int
Э17 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э18 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э19 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э20 Международный Комитет Красного Креста www.icrc.org
Э21 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э22 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э23 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э24 Youtube www.youtube.com
Э25 Wordpress www.wordpress.com
Э26 Twitter twitter.com
Э27 Skype www.skype.com
Э28 Microsoft Sharepoint altsu.sharepoint.com
Э29 Microsoft Office Online office.live.com
Э30 Instagram www.instagram.com
Э31 Google Translate translate.google.com
Э32 Google Documents docs.google.com
Э33 Facebook www.facebook.com
Э34 DeepL www.deepl.com
Э35 Adobe Document Cloud acrobat.adobe.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.