Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лекашевич Е.В., д.филол.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Основы теории журналистики» является овладение будущими журналистами общими закономерностями и принципами функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии. Исходя из этого, главной задачей изучения данной дисциплины является понимание студентами роли СМИ в демократическом обществе как высшего социального института, спектра их функций, особенностей массовой информации и массово-информационной деятельности в контексте потребностей общества и интересов аудитории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия теории журналистики, понимает значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности; особенности организации информационного пространства страны и мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные теоретические знания в процессе освоения различных аспектов журналистской профессиональной деятельности, формирования практических навыков. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа на базе положений теории журналистики современной редакционной практики СМИ, современных мировых тенденций развития медиаотрасли, специфики различных видов СМИ, особенностей национальных медиамоделей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Журналистика как предмет изучения | ||||||
1.1. | Сфера массово-информационной деятельности | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.2. | Анализ информационной модели действительности и степени информативности журналисткого текста | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.3. | Журналистика как предмет изучения и сфера массово-информационной деятельности | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.4. | Анализ функциональных типов журналистских текстов | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.5. | Журналистика в системе социальных институтов | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.6. | Социальные роли и функции журналистики | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.7. | Социальные роли и функции журналистики | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.8. | Анализ степени свободы СМИ различных типов | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.9. | Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.10. | Свобода журналистики и условия ее осуществления | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.11. | Свобода журналистики и условия ее осуществления | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.12. | Анализ ситуаций с нарушениями прав журналиста и ситуаций, когда журналисты сами нарушают права других лиц | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.13. | Правовые основы журналистской деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.14. | Правовые основы журналистской деятельности | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.15. | Профессиональная этика журналиста | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.16. | Профессиональная этика журналиста | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.17. | Анализ примеров нарушений этических норм Кодекса профессиональной этики российского журналиста | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.18. | Журналистика как область творческой деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.19. | Государственная политика в области СМИ | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.20. | Типологический анализ различных типов СМИ | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.21. | Журналистика как система средств массовой информации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.22. | Журналистика как система средств массовой информации | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.23. | Тест | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
1.24. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации : учебное пособие для вузов | КноРус, 2009 | |
Л1.2 | Прохоров, Евгений Павлович | Введение в теорию журналистики : учебник для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | под ред. Я. Н. Засурского | Средства массовой информации России : учебное пособие | Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Средства массовой информации России: Учебное пособие | , 2011 | ||
Л2.2 | Корконосенко С.Г. | Основы журналистики: Учебное пособие | Аспект Пресс, 2009 | |
Л2.3 | Третьяков, В.Т. | Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие | Директ-Медиа, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |