Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Сформировать у студента представление о профессиональном подходе к работе с источниками информации и с верификацией данных. Фактчекинг стал одной из важнейших составляющих медиаграмотности. И сегодня это не только правило перепроверки фактов, но и самостоятельный журналистский продукт, который требует знания определённых алгоритмов и правил, знания специальных сервисов и инструментов верификации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
ПК-3 | Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила и способы верификации информации; концепцию фактчекинга и специфику продукта верификации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить типичные ошибки в медиатекстах, проводить проверку интернет-источников, метаданных, видео- и фотоматериала |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | сервисами проверки метаданных и информации социальных медиа, навыками редактора медиатекстов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Фактчекинг: понятие, функции, правила | ||||||
1.1. | Концепция фактчекинга. Факт, фактоид и фейк | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Анализ предложенных кейсов | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Классификация ошибок | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Работа с кейсом по исправлению ошибок в новостных материалах | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Правила фактчекинга | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.6. | Работа с кейсом на тему официального сообщения/заявления чиновника | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Инструменты фактчекинга | ||||||
2.1. | Проблемы верификации видео и общие трудности фактчекинга | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Работа с источниками в социальных сетях и верификация фотографий | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Игра «Анализируй это!» | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Работа с соцсетями | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Способы верификации информации. Работа с Интернет-источниками | Лекции | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | Верификация фотографий и работа с метаданными | Практические | 3 | 2 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | В сервисе Playbuzz создание тест-викторины из 10 вопросов | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.8. | Подготовка примеров к игре «Анализируй это!». Необходимо собрать кейс, состоящий из фактически точных материалов и фейков. | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Распопова C.C. | Фейковые новости: информационная мистификация: | Аспект Пресс, 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Колесниченко А. В. | Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | С. Г. Корконосенко | Основы журналистской деятельности: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дымова, И. | Редактирование текстов массовой коммуникации: | ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Колесниченко, А. В. | Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Дзялошинский, И. М. | Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека журналиста | journalism.narod.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |