МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы фактчекинга
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы фактчекинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента представление о профессиональном подходе к работе с источниками информации и с верификацией данных. Фактчекинг стал одной из важнейших составляющих медиаграмотности. И сегодня это не только правило перепроверки фактов, но и самостоятельный журналистский продукт, который требует знания определённых алгоритмов и правил, знания специальных сервисов и инструментов верификации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила и способы верификации информации; концепцию фактчекинга и специфику продукта верификации
3.2.Уметь:
3.2.1.находить типичные ошибки в медиатекстах, проводить проверку интернет-источников, метаданных, видео- и фотоматериала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.сервисами проверки метаданных и информации социальных медиа, навыками редактора медиатекстов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фактчекинг: понятие, функции, правила
1.1. Концепция фактчекинга. Факт, фактоид и фейк Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Анализ предложенных кейсов Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Классификация ошибок Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Работа с кейсом по исправлению ошибок в новостных материалах Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Правила фактчекинга Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Работа с кейсом на тему официального сообщения/заявления чиновника Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Инструменты фактчекинга
2.1. Проблемы верификации видео и общие трудности фактчекинга Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Работа с источниками в социальных сетях и верификация фотографий Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Игра «Анализируй это!» Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Работа с соцсетями Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Способы верификации информации. Работа с Интернет-источниками Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Верификация фотографий и работа с метаданными Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. В сервисе Playbuzz создание тест-викторины из 10 вопросов Сам. работа 3 24 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Подготовка примеров к игре «Анализируй это!». Необходимо собрать кейс, состоящий из фактически точных материалов и фейков. Сам. работа 3 24 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Распопова C.C. Фейковые новости: информационная мистификация: Аспект Пресс, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495977
Л1.2 Колесниченко А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/433831
Л1.3 С. Г. Корконосенко Основы журналистской деятельности: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/432011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/441492
Л2.2 Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/433868
Л2.3 Дымова, И. Редактирование текстов массовой коммуникации: ОГУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259176
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека журналиста http://journalism.narod.ru/
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э3 Электронное научное издание «Медиаскоп» http://www.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.