МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Основы теории коммуникации» является ознакомление с теорией коммуникации как структуры, процесса и вида деятельности с учетом системы факторов, действующих в реальном социальном пространстве и влияющих на характер коммуникации.
Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть со-циальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями меди
В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освое-нию исследовательской литературы, анализу источников
Курс сосредотачивается на проблемах, с которыми сталкивается выпускник в прак-тике работы в структурах, занятых различными видами коммуникационной деятельности (журналистика, деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общими тенденциями развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или)
медиапродуктах, и(или) коммуникационных продуктах
3.2.Уметь:
3.2.1.соблюдать принцип объективности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию коммуникации
1.1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Индивидуальное домашнее задание Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Выявите этапы конструирования реальности средствами массовой информации Сам. работа 1 7 ОПК-2
Раздел 2. История коммуникации
2.1. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Понятие коммуникации, виды коммуникации, суть символического взаимодействия. Установки теории символического интеракционизма. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Межличностная, групповая, публичная и массовая коммуникации. Массовое общество и СМИ. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Мультимедийные презентации Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Опишите этапы процесса легализации недопустимого, по Овертону Сам. работа 1 8 ОПК-2
Раздел 3. Теории коммуникативного процесса и его структуры
3.1. Главные этапы развития коммуникативной теории в XX веке. Идеи М. Маклюэна. Структуралистские концепции коммуникации. Теории коммуникативного процесса и его структуры. Модель Якобсона. Модель Шеннона-Вивера. Модель Ньюкома. Модель Лотмана. Модель Эко. Модель Барта. Модель знака. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Посмотрите учебные фильмы и опишите 1. Технологические основы печатных СМИ 2. Технологические основы радиожурналистики 3. Технологические основы телевидения 4. Технологические основы интернет-коммуникации Сам. работа 1 24 ОПК-2
Раздел 4. Сущность и функции массовой коммуникации
4.1. Коммуникация как структура: коммуникатор, средства коммуникации, сообщение, получатель сообщения. Коммуникация как процесс: стадии коммуникации, эффекты коммуникации и эффективность коммуникативной деятельности, контекст коммуникации. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Коммуникация как деятельность: деятельность по производству и потреблению информации, массовая коммуникация как бизнес Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Проблема дисфункций массовой коммуникации
5.1. Содержание понятия «дисфункции массовой коммуникации». Понятие манипуляции, манипулятивные техники современности.Категория дезинформации. Суть информационных войн. Консумеризм современных СМИ. Проблема мифотворчества СМИ. Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Межкультурная коммуникация
6.1. Понятие межкультурной коммуникации, ее уровни и формы. Субъекты межкультурной коммуникации. Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.2. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Планетарная коммуникация в условиях глобализации. Изменение сущности коммуникации в информационном обществе. Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.4. Прочтите главы книг М. Маклюэна «Галактика Гутенберга» проанализируйте, в чем вы согласны и в чем не согласны с позицией технологического детерминизма в определении социальной роли коммуникации Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.5. Тест Практические 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.6. Экзамен 1 27 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гавра, Дмитрий Петрович Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов : учеб. пособие для вузов Питер, 2011
Л1.2 Шарков, Феликс Изосимович Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник Дашков и К°, 2010
Л1.3 Кашкин, Вячеслав Борисович Основы теории коммуникации : учебное пособие Восток-Запад, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
Л2.2 Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное поосбие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub
Э3 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э4 Элетронный курс "Основы теории коммуникации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2699
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Выполнение практических заданий оценивается исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
За выполнение задания студент может получить максимально 30 баллов.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично
65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно- хорошо
а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно
тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно
При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения
Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов.
Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра.
Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально.