МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки 7 августа 2014 г. (приказ № 951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Основы теории коммуникации» является ознакомление с теорией коммуникации как структуры, процесса и вида деятельности с учетом системы факторов, действующих в реальном социальном пространстве и влияющих на характер ком-муникации.
Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть со-циальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями меди
В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освое-нию исследовательской литературы, анализу источников
Курс сосредотачивается на проблемах, с которыми сталкивается выпускник в прак-тике работы в структурах, занятых различными видами коммуникационной деятельно-сти (журналистика, деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним
ОПК-14 способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль публичной коммуникации в культуре современного общества, характеристики массовой аудитории, функции и дисфункции СМК, природу и роль общественного мнения, влияния СМИ на общественное мнение, особенности массовой информации, технологические основы производства СМИ, содержательные особенности журналистских публикаций, их воздействие на массовую аудиторию, специфику новостного дискурса, воздействие на аудиторию различных знаковых с систем
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать специфику массовой культуры и массовой аудитории в процессах публичной коммуникации, организовывать интерактивное общение с аудиторией, с учетом социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий, учитывать особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа современных массово- коммуникационных процессов инновационными подходами к созданию медиатекстов, навыками создания текстов для СМИ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию коммуникации
1.1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. Лекции 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История коммуникации
2.1. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Понятие коммуникации, виды коммуникации, суть символического взаимодействия. Установки теории символического интеракционизма. Лекции 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Межличностная, групповая, публичная и массовая коммуникации. Массовое общество и СМИ. Сам. работа 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Мультимедийные презентации Сам. работа 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Работа с терминами Сам. работа 2 6 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теории коммуникативного процесса и его структуры
3.1. Главные этапы развития коммуникативной теории в XX веке. Идеи М. Маклюэна. Структуралистские концепции коммуникации. Теории коммуникативного процесса и его структуры. Модель Якобсона. Модель Шеннона-Вивера. Модель Ньюкома. Модель Лотмана. Модель Эко. Модель Барта. Модель знака. Сам. работа 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Написание эссе Сам. работа 2 4 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность и функции массовой коммуникации
4.1. Коммуникация как структура: коммуникатор, средства коммуникации, сообщение, получатель сообщения. Коммуникация как процесс: стадии коммуникации, эффекты коммуникации и эффективность коммуникативной деятельности, контекст коммуникации. Лекции 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Выявите этапы конструирования реальности средствами массовой информации Сам. работа 2 3 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Опишите этапы процесса легализации недопустимого, по Овертону Сам. работа 2 4 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Посмотрите учебные фильмы и опишите 1. Технологические основы печатных СМИ 2. Технологические основы радиожурналистики 3. Технологические основы телевидения 4. Технологические основы интернет-коммуникации Сам. работа 2 6 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблема дисфункций массовой коммуникации
5.1. Содержание понятия «дисфункции массовой коммуникации». Понятие манипуляции, манипулятивные техники современности.Категория дезинформации. Суть информационных войн. Консумеризм современных СМИ. Проблема мифотворчества СМИ. Практические 2 2 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Написание рефератов Сам. работа 2 10 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Прочтите главы книг М. Маклюэна «Галактика Гутенберга» проанализируйте, в чем вы согласны и в чем не согласны с позицией технологического детерминизма в определении социальной роли коммуникации Сам. работа 2 5 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Межкультурная коммуникация
6.1. Выполните задание поисково-аналитического практикума по поиску примеров пропагандистского дискурса в российских СМИ Сам. работа 2 4 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. Сам. работа 2 4 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Тест Сам. работа 2 6 ОПК-9, ОПК-14 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.4. Зачет 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашкин, Вячеслав Борисович Основы теории коммуникации : учебное пособие Восток-Запад, 2007
Л1.2 Гавра, Дмитрий Петрович Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов : учеб. пособие для вузов Питер, 2011
Л1.3 Шарков, Феликс Изосимович Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник Дашков и К°, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное поосбие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211
Л2.2 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭУМКД "Основы теории коммуникаций" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Выполнение практических заданий оценивается исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Оценка за зачет (зачтено/не зачтено) может быть выставлена автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне, исходя из представленных выше шкал оценивания, а именно: 1) представил (устно, на занатиях или письменно в случае пропуска) все практические задания с оценкой не ниже «удовлетворительно) 2) выполнил не менее 1-й самостоятельной работы или же прошел тест с оценкой не ниже «удовлетворительно. В противном случае студент должен прийти на зачет и ответить на вопросы билета (один вопрос – теоретический, второй – практическое задание).