МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по проблемам девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н, за.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по проблемам девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.наук Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.психол.наук Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании психологической помощи по проблемам девиантного поведения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПСК-1 готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности психологического консультрования по проблемам девиантного поведения и его предупреждения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять личностные, профессиональные, социальные риски развития дезадаптивных форм поведения и девиаций, применять принципы, технически приемы психологического консультрования в случае различных форм девиантного поведения для оказания психологической помощи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами оказания психологической помощи человеку в случае дезадаптации и девиаций, опытом разработки программ, направленных на предупреждение рисков формирования девиантного поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультрование по проблемам девиаций: постановка проблемы
1.1. Особенности психологического консультрования по проблемам девиантного поведения Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Признаки и характеристики девиантного поведения Практические 2 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Этапы процесса консультативной беседы по проблемам девиантного поведения Практические 2 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Применение психологической диагностики в консультировании клиентов с проблемами дезадаптации и девиациями Сам. работа 2 38 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Психологическое консультирование киентов с разными видами девиаций
2.1. Психологическое консультирование клиентов с агрессивным поведением Практические 2 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Психологическое консультирование клиентов с деинквентным поведением Практические 2 0,5 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Психологическое консультирование клиентов с суицидальным поведением Практические 2 0,5 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Психологическое консультирование клиентов с зависимым поведением Практические 2 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Особенности консультрования подростков с девиантным поведением Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Особенности консультирования подростков с девиантным поведением и их семей Практические 2 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Решение практических задач Сам. работа 2 56 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Итоговая аттестация по курсу Зачет 2 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Майнрада Перре, Урса Бауманна; [пер. с нем. А. Желнина и др.] Клиническая психология: учебное пособие Питер, 2007
Л1.2 В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
Л1.3 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.