МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Северо-Восточных регионов Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Северо-Восточных регионов Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История Северо-Восточных регионов Китя» является изучение формирования культурно-исторического и экономического региона Маньчжурия, а также основных исторических закономерностей его развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-3 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные основные этапы и развития Маньчжурии
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории Маньчжурии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа исторических процессов и тенденция регионального развития;
навыками сопоставления региональных, макрорегиональных и всекитайсих закономерностей развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древняя история Маньчжурии
1.1. Понятие Маньчжурии. Маньчжурия как североазиатский фронтир. Физико-географическое описание Маньчжурии. Этническая карта СВ регионов КНР. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.3
1.2. Древние государства на территории Маньчжурии. Чаосянь. Бохай Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.3
1.3. Древние памятники Маньчжурии Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3
1.4. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Средневековый период в истории Маньчжурии
2.1. Кочевые исмперии. Империи Ляо и Цзинь. Завоевание Маньчжурии монголами. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Особенности взаимодействия Китая с кочевниками Евразии Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Новое и новейшее время в истории СВ регионов Китая
3.1. Формирование маньчжурского государства. Абахай. Завоевание маньчжурами Китая. Империя Цин. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3
3.2. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Нерченский договор Практические 4 4 ОПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.3
3.3. Маньчжурия в конце XIX - начале ХХ вв. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
3.4. Взаимоотношения России и Китая в в конце XIX - начале ХХ вв. Проиникновение России в Маньчжурию. Русско-японская война и ее влияние на историю Маньчжурии. Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.3
3.5. Оккупация Маньчжурии Японией. Образование марионеточного государства. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.1
3.6. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 12 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Современный период истории СВ
4.1. Становление коммунитической власти на территории Маньчжурии. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Эпоха открыитя и реформ (СВ вариант проведения). Деятельность Цюань Шучжэня. Ляонин как СВ точка роста. Роль Даляня в развитии Даляня. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.1
4.3. Экономическая география современного СВ Китая Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
4.4. Аграрная реформа на СВ Китая. Роль правительства Хэйлунцзяна в отстаивания опыта Дачжая и Дацина в аграрном секторе. Аграрный кластер в Цзилини. Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
4.5. Современная политико-экономическая модель С-В восточных провинций. Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.1
4.6. Кризис 2010-х годов в провинции Ляонин. Деятельность Бо Силая. Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
4.7. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 24 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Подготовка к зачету Сам. работа 4 28 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие Маньчжурия.
2. Этно-политическая общность Чаосянь.
3. Бохайское царство: экономика, общество и политика.
4. Понятие кочевые империи: социальный и экономический аспекты.
5. Империи Ляо и Цзинь: трансформация кочевой государственности.
6. Абахай и становление Маньчжурии.
7. Русско-китайские отношения в 17 в. Нерчинский договор и его влияние на историю Маньчжурии.
8. Завоевание Маньчжурами территории Китая. Образование Цинской империи.
9. Русско-китайские отношения в 17 в. Нерчинский договор и его влияние на историю Маньчжурии.
10. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке (Айгунский, Тяньцзиньский и Пекинский договоры).
11. Русско-японская война и ее влияние на историю Маньчжурии.
12. Маньчжурия в конце XIX - начале ХХ вв.
17. Оккупация Маньчжурии Японией.
18. Борьба Китая с японскими захватчиками на территории Маньчжурии.
19. Помощь СССР в развитии Маньчжурии.
20. Эпоха открыитя и реформ (СВ вариант проведения). Деятельность Цюань Шучжэня.
21. Экономическая география современного СВ Китая.
22. Аграрная реформа на СВ Китая.
23. Современная политико-экономическая модель СВ восточных провинций.
24. Кризис 2010-х годов в провинции Ляонин и его влияние на политическую ситауацию в КНР.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмторено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в новейшее время (1945 – 2000 гг.). Том 6: М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2008
Л1.3 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 1. : М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2004
Л1.4 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в средние века. Том 2. : М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усов, Виктор Николаевич История КНР : учебник: [в 2т.] / В. Н. Усов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва), Институт стран Азии и Африки, РАН, Институт Дальнего Востока. М. : АСТ, 2006
Л2.2 Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров: монография Вост. лит., 1997
Л2.3 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук www.ifes-ras.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Восточная литература http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm www.vostlit.info
Э4 курс в moodle "История Северо-Восточных регионов Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/
Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru
"Восточная литература". Документы. Китай. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.