Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «История Северо-Восточных регионов Китя» является изучение формирования культурно-исторического и экономического региона Маньчжурия, а также основных исторических закономерностей его развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ОПК-3 | Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-4 | Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-2 | Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем |
ПК-3 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные основные этапы и развития Маньчжурии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории Маньчжурии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами анализа исторических процессов и тенденция регионального развития; навыками сопоставления региональных, макрорегиональных и всекитайсих закономерностей развития. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древняя история Маньчжурии | ||||||
1.1. | Понятие Маньчжурии. Маньчжурия как североазиатский фронтир. Физико-географическое описание Маньчжурии. Этническая карта СВ регионов КНР. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Древние государства на территории Маньчжурии. Чаосянь. Бохай | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Древние памятники Маньчжурии | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Подготовка к семинарам | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Средневековый период в истории Маньчжурии | ||||||
2.1. | Кочевые исмперии. Империи Ляо и Цзинь. Завоевание Маньчжурии монголами. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Особенности взаимодействия Китая с кочевниками Евразии | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.3. | Подготовка к семинарам | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Новое и новейшее время в истории СВ регионов Китая | ||||||
3.1. | Формирование маньчжурского государства. Абахай. Завоевание маньчжурами Китая. Империя Цин. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Нерченский договор | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Маньчжурия в конце XIX - начале ХХ вв. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3 |
3.4. | Взаимоотношения России и Китая в в конце XIX - начале ХХ вв. Проиникновение России в Маньчжурию. Русско-японская война и ее влияние на историю Маньчжурии. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
3.5. | Оккупация Маньчжурии Японией. Образование марионеточного государства. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
3.6. | Подготовка к семинарам | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 4. Современный период истории СВ | ||||||
4.1. | Становление коммунитической власти на территории Маньчжурии. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Эпоха открыитя и реформ (СВ вариант проведения). Деятельность Цюань Шучжэня. Ляонин как СВ точка роста. Роль Даляня в развитии Даляня. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Экономическая география современного СВ Китая | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Аграрная реформа на СВ Китая. Роль правительства Хэйлунцзяна в отстаивания опыта Дачжая и Дацина в аграрном секторе. Аграрный кластер в Цзилини. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Современная политико-экономическая модель С-В восточных провинций. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
4.6. | Кризис 2010-х годов в провинции Ляонин. Деятельность Бо Силая. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.7. | Подготовка к семинарам | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.8. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 28 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие Маньчжурия. 2. Этно-политическая общность Чаосянь. 3. Бохайское царство: экономика, общество и политика. 4. Понятие кочевые империи: социальный и экономический аспекты. 5. Империи Ляо и Цзинь: трансформация кочевой государственности. 6. Абахай и становление Маньчжурии. 7. Русско-китайские отношения в 17 в. Нерчинский договор и его влияние на историю Маньчжурии. 8. Завоевание Маньчжурами территории Китая. Образование Цинской империи. 9. Русско-китайские отношения в 17 в. Нерчинский договор и его влияние на историю Маньчжурии. 10. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке (Айгунский, Тяньцзиньский и Пекинский договоры). 11. Русско-японская война и ее влияние на историю Маньчжурии. 12. Маньчжурия в конце XIX - начале ХХ вв. 17. Оккупация Маньчжурии Японией. 18. Борьба Китая с японскими захватчиками на территории Маньчжурии. 19. Помощь СССР в развитии Маньчжурии. 20. Эпоха открыитя и реформ (СВ вариант проведения). Деятельность Цюань Шучжэня. 21. Экономическая география современного СВ Китая. 22. Аграрная реформа на СВ Китая. 23. Современная политико-экономическая модель СВ восточных провинций. 24. Кризис 2010-х годов в провинции Ляонин и его влияние на политическую ситауацию в КНР. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмторено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в новейшее время (1945 – 2000 гг.). Том 6: | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2008 | |
Л1.3 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 1. : | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2004 | |
Л1.4 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в средние века. Том 2. : | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2002 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Усов, Виктор Николаевич | История КНР : учебник: [в 2т.] / В. Н. Усов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва), Институт стран Азии и Африки, РАН, Институт Дальнего Востока. | М. : АСТ, 2006 | |
Л2.2 | Кычанов Е.И. | Кочевые государства от гуннов до маньчжуров: монография | Вост. лит., 1997 | |
Л2.3 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук | www.ifes-ras.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Восточная литература http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm | www.vostlit.info | ||
Э4 | курс в moodle "История Северо-Восточных регионов Китая" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/ Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru "Восточная литература". Документы. Китай. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |