МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнодемография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тур С.С.

Рабочая программа дисциплины
Этнодемография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представление об этнокультурной обусловленности демографических процессов.
Задачи курса состоят в усвоении основных принципов и понятий этнодемографии, приобретении знаний об особенностях семейной структуры и демографического поведения в различных этнических сообществах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия и показатели, которыми оперирует демография (этнодемография);
основные методы демографического исследования;
этнодемографические процессы в России и зарубежных странах.

3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать и анализировать данные демографических показателей,
использовать извлеченные из источников сведения в научных целях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками вычисления основных этнодемографических показателей и использования их при решении задач;
методикой работы со статистическими таблицами, содержащими этнодемографические показатели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Введение в этнодемографию. Источники учета населения. Основные демографические показатели. Лекции 4 8 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение в этнодемографию. Источники учета населения. Основные демографические показатели. Сам. работа 4 32 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Введение в этнодемографию. Источники учета населения. Основные демографические показатели. Практические 4 8 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Этнический состав населения, этнические аспекты процессов естественного движения населения (рождаемости, брачности, смертности). Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Этнический состав населения, этнические аспекты процессов естественного движения населения (рождаемости, брачности, смертности). Сам. работа 4 32 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Этнический состав населения, этнические аспекты процессов естественного движения населения (рождаемости, брачности, смертности). Практические 4 8 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Этнодемографические процессы
2.1. Особенности демографических процессов у народов мира Лекции 4 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Особенности демографических процессов у народов мира Сам. работа 4 32 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности демографических процессов у народов мира Практические 4 8 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этническая демография как "пограничная" дисциплина между демографией и этнологией.
2. Источники учета населения в дореволюционной России: разновидности, особенности составления и назначение.
3. Особенности учета населения в СССР.
4. Переписи и другие виды статистического учета населения на современном этапе развития общества
5. Основные демографические показатели. Естественное движение, его показатели, факторы и территориальные различия.
6. Определение этнического состава населения в разных странах мира.
7. Этнические аспекты рождаемости. Факторы, определяющие уровень рождаемости населения
8. Этнические аспекты смертности. Факторы, определяющие уровень смертности населения.
9. Этнические процессы как один из факторов динамики этнического состава населения.
10. Этнодемографические процессы в Российской Федерации.
11. Этнодемографические процессы в странах ближнего зарубежья.
12. Этнодемографические процессы в европейских странах дальнего зарубежья.
13. Этнодемографические процессы в азиатских странах дальнего зарубежья.
14. Этнодемографические процессы в странах Африки.
15. Этнодемографические процессы в странах Америки.
16. Этнодемографические процессы в Австралии и Океании.
17. Современные тенденции этнодемографического развития населения мира.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Источники учета населения в дореволюционной России: разновидности, особенности составления и назначение.
2. Переписи и другие виды статистического учета населения на современном этапе развития общества
3. Естественное движение, его показатели, факторы и территориальные различия.
4. Этнический состав населения: особенности определения в разных странах мира.
5. Этнические аспекты рождаемости. Факторы, определяющие уровень рождаемости населения
6. Этнические аспекты смертности. Факторы, определяющие уровень смертности населения.
7. Этнодемографические процессы в Российской Федерации.
8. Тенденции этнодемографического развития населения мира на современном этапе.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Еремин А.А. Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/493
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гокова О.В. Демография: Омский гос. ун-т, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Анохин А.А., Житин Д.В. География населения с основами демографии: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э2 Институт антропологии и этнологии РАН iea-ras.ru
Э3 онлайновая научная структура «Соционет» socionet.ru
Э4 сайт журнала «Этнографическое обозрение» journal.iea.ras.ru
Э5 обзор демографических событий и публикаций на тему демографии. www.demographia.ru
Э6 электронная версия еженедельника «Население и Общество» Института демографии ГУ-ВШЭ www.demoscope.ru
Э7 сайт Фонд ООН по народонаселению (UNFPA) www.unfpa.org
Э8 Курс в Moodle «Этнодемография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При освоении первого раздела дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками курса. Следует обратить пристальное внимание на изучение особенностей расчета основных демографических показателей, специфику определения этнического состава населения в разных странах мира. Важно усвоить этнические факторы, определяющие уровень рождаемости/смертности населения.
При изучении второй части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных закономерностям развития этнодемографических процессов. Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России. Полученные знания и умения студенты могут использовать при моделировании развития социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения.
В процессе работы над курсом используются: графические материалы, схематично демонстрирующие основные демографические тенденции (графики, диаграммы, таблицы и др.); наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора демографической информации и результаты ее обработки (статистические сборники, данные переписей населения, переписные листы и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие основные этнодемографические тенденции.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Важно уметь самостоятельно работать с различными источниками информации.
Используйте, например, периодическую печать – специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
Большое количество фактического материала представлено на сайте ДЕМОСКОП WEEKLY (http://www.demoscope.ru).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. При подготовке задания важно применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности. При работе в группе необходимо толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.