МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникации в социокультурной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 62 66 62
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникации в социокультурной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать целостное представление об основных законах коммуникации; сформировать культуру речи; развить у студентов интереса к фундаментальным знаниям; стимулировать потребность к оценке событий и фактов действительности;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. актуальные проблемы исследований в области социокультурной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1. толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, этнических и культурных коммуникационных различий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «Коммуникация в социокультурной сфере»
1.1. Функциональные стили современного русского литературного языка. Виды норм современного русского литературного языка Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Функциональные стили современного русского литературного языка. Виды норм современного русского литературного языка Практические 6 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Виды норм современного русского литературного языка Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Функциональные стили современного русского литературного языка Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Тексты официально-делового стиля. Деловое письмо (документы внешнего пользования). Речевой этикет в документе. Риторические основы публичного выступления Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Тексты официально-делового стиля. Деловое письмо (документы внешнего пользования). Речевой этикет в документе. Риторические основы публичного выступления Практические 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Тексты официально-делового стиля. Деловое письмо (документы внешнего пользования). Речевой этикет в документе. Риторические основы публичного выступления Сам. работа 6 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Территориальное и социальное расслоение языка Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы современного русского литературного языка
2.1. Языковые и жанровые особенности официально-делового стиля Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Языковые и жанровые особенности официально-делового стиля Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Стилистические особенности текстов научного стиля. Официально-деловой стиль в деятельности социолога Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Стилистические особенности текстов научного стиля. Официально-деловой стиль в деятельности социолога Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Композиционно-смысловая структура ораторской речи. Публичное выступление. Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Риторические основы современной коммуникации. Композиционно-смысловая структура ораторской речи Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Понятие «современный русский литературный язык».
2. Норма языка как центральное понятие культуры речи.
3. Узус и литературный язык, норма и кодификация. Параметры сопоставления норм языка и норм права.
4. Понятие нормы языковой. Правильность и культурность речи.
5. Понятие «национальный язык».
6. Характеристика функциональных стилей русского литературного языка.
7. Диалект как результат развития социума.
8. Общая характеристика нелитературной сферы национального языка.
9. Типы жаргонов. Понятие «общего жаргона».
10. Характеристика официально-делового стиля современного русского литературного языка.
11.Стилистические особенности юридических текстов. Клише и штампы в речи юриста.
12. Характеристика подстилей официально-делового стиля современного русского литературного языка.
13. История формирования официально-делового стиля русского языка.
14. Характеристика организационных и распорядительных документов.
15. Текстовые и языковые нормы документа.
16. Виды документов внешнего пользования.
1. Правила и формулы делового речевого этикета. Актуальность межкультурного общения в XXI веке. Чем вызвано появление МКК как науки?
2. Понятие языкового барьера.
3. Причины коммуникативной неудачи.
4. Российские исследователи межкультурной коммуникации. Основные положения.
5. Понятие и значение «коммуникация».
6. Определение межкультурной коммуникации.
7. Основная культурная информация с позиции межкультурной коммуникации.
8. Причины обращения к культурным традициям другого общества. Признаки представителей другой культуры. Причины различного поведения представителей разных стран.
9. Понятие этноцентризма, основные признаки этноцентризма.
10. Понятие эмпатии, основные правила эмпатии.
11. Причины культурного шока, способы его проявления и преодоления.
12. Этапы культурного шока.
13. Процесс адаптации и реадаптации в социокультурной среде.
14. Индивидуальные и внешние факторы, влияющие на развитие культурного шока.
15. Понятие национального стереотипа.
16. Общенациональный компонент системы ценностей общества.

Практические задания.
1. Сравните формы и способы усваивания культурных ценностей общества.
2. Приведите примеры сфер культурных ценностей. Основная сфера
3. оциокультурной коммуникации.
4. Как вы понимаете проблему изучения ценностей.
5. Контекстуальная типология культур. Понятие контекста.
6. Сравните «Эксплицитные» и «имплицитные» виды информации.
7. Охарактеризуйте страны, принадлежащие к НК-культурам, ВК-культурам.
8. Как вы понимаете тип культуры России. Признаки культуры.
9. Назовите параметры Г. Хофстеде.
10. Охарактеризуйте культуры с высокой дистанцией власти. Охарактеризуйте культуры с низкой дистанцией власти.
11. Приведите примеры индивидуалистских культур.
12. Приведите примеры коллективистских культур.
13. Приведите примеры параметр мужественность – женственность по Хофстеде.
14. Приведите примеры культур с мужским началом. Назовите страны, культуры которых считаются женственными.
15. Приведите примеры культур с женским началом. Назовите страны, культуры которых считаются мужественными.
16. Приведите примеры «избегания неопределённости».
17. Приведите примеры типология Р. Льюиса.
18. Приведите примеры моноактивных культур.
19. Приведите примеры полиактивных культур
20. Приведите примеры реактивных культур.
21. Сравните этапы социокультурной коммуникации. Изменения личности в процессе социокультурной коммуникации.
22. Приведите примеры категории людей, сталкивающихся с необходимостью адаптации к новым культурным условиям.
23. Приведите примеры аккультурации. Проблемы в процессе аккультурации. Что может облегчить процесс аккультурации?
24. Приведите примеры стратегии аккультурации. Что такое толерантность?
25. Приведите примеры ассимиляции, сепарации, маргинализации, интеграции?
26. Приведите примеры психологической адаптации. В чём она выражается? Что даёт человеку социокультурная адаптация? В чём выражается экономическая адаптация
27. Приведите примеры межкультурного общения в СМИ. Приведите примеры воздействия одной культуры на представителей другой (фильмы, телевидение, газеты, журналы)?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Игнатьев В.И. Социология информационного общества: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э2 Курс в moodle «Коммуникации в социокультурной сфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.