МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический анализ в журналистике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Политический анализ в журналистике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) В 2015-2016 учебном году дисциплина не выбрана

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.филос.н.,профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.филос.н.,профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с методами политического анализа, продемонстрировать возможности их применения в прикладном и практическом анализе журналистских произведений.

Задачи освоения дисциплины: 1) изучение предмета и задач политического анализа; 2) освоение понятийного аппарата и используемых методов исследования;3) овладение практическими навыками исследования в области политического анализа; 4) развитие творческих способностей и методов для анализа журналистских публикаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ПК-4 способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Базовые подходы к определению «политический анализ в журналистике», сущность политического анализа, разнообразие методов, используемых в политическом анализе журналистских материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию журналистики, иметь представление о методах политического анализа и проводить политический анализ с помощью различных методик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.написания аналитических публикаций (статьи, корреспонденции и др.) по итогам проведенного политического анализа; владеет навыками анализа публицистических и журналистских текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политический анализ в журналистике: введение в проблематику
1.1. Теоретический и прикладной уровни политического анализа. Понятие программы исследования, определение ее актуальности Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Эссе по выбранной студентом теме Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Практические методы политического анализа
2.1. Контент-анализ и ивент-анализ: особенности проведения. Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Дискурс-анализ политического текста Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Экспертные, сценарные и статистические методы в политическом анализе Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Реферат на выбранную студентом тему Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Контент-анализ или дискурс-анализ журналистского произведения политической тематики. Сам. работа 5 20 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров В.А. Политическая культура журналиста : учебное пособие Петрополис, 2010
Л1.2 А. Ф. Бережной, Н. Л. Волковский, Л. П. Громова Журналистика русского зарубежья ХIX-XX веков : учеб. пособие СПб., 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов, В.П. Журналистика как «четвертая власть»: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140936
Л2.2 под ред. Г. А. Шевелева Ключи к эфиру. Том №1: учебник Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Алексеенко, О.А. Специфика радиовещания как канала массовой информации : учебное пособие Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система biblio-online.ru.
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика www.journ.msu.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
стандартный лицензионный пакет Microsoft Word (версия 2003 и выше).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на основные принципы разработки и создания локального авторского медиапроекта: программы политического анализа как для отдельных журналистских публикаций (сюжетов), так и для СМИ в целом, с использованием разнообразных методов. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Самостоятельная работа. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении задания «разработка программы исследования журналистской публикации» следует изучить основные принципы дискурс-анализа и контент-анализа.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: авторский стиль, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Зачет. При подготовке к зачету нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и задания в рамках самостоятельной работы студента. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.