Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.филос.н.,профессор
1.1. | Познакомить студентов с методами политического анализа, продемонстрировать возможности их применения в прикладном и практическом анализе журналистских произведений. Задачи освоения дисциплины: 1) изучение предмета и задач политического анализа; 2) освоение понятийного аппарата и используемых методов исследования;3) овладение практическими навыками исследования в области политического анализа; 4) развитие творческих способностей и методов для анализа журналистских публикаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
ПК-4 | способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Базовые подходы к определению «политический анализ в журналистике», сущность политического анализа, разнообразие методов, используемых в политическом анализе журналистских материалов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию журналистики, иметь представление о методах политического анализа и проводить политический анализ с помощью различных методик. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | написания аналитических публикаций (статьи, корреспонденции и др.) по итогам проведенного политического анализа; владеет навыками анализа публицистических и журналистских текстов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Политический анализ в журналистике: введение в проблематику | ||||||
1.1. | Теоретический и прикладной уровни политического анализа. Понятие программы исследования, определение ее актуальности | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Эссе по выбранной студентом теме | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Практические методы политического анализа | ||||||
2.1. | Контент-анализ и ивент-анализ: особенности проведения. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Дискурс-анализ политического текста | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Экспертные, сценарные и статистические методы в политическом анализе | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Реферат на выбранную студентом тему | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Контент-анализ или дискурс-анализ журналистского произведения политической тематики. | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Подготовка к итоговой аттестации | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Зачет | 5 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сидоров В.А. | Политическая культура журналиста : учебное пособие | Петрополис, 2010 | |
Л1.2 | А. Ф. Бережной, Н. Л. Волковский, Л. П. Громова | Журналистика русского зарубежья ХIX-XX веков : учеб. пособие | СПб., 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попов, В.П. | Журналистика как «четвертая власть»: учебное пособие | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140936 |
Л2.2 | под ред. Г. А. Шевелева | Ключи к эфиру. Том №1: учебник | Аспект Пресс, 2007 | |
Л2.3 | Алексеенко, О.А. | Специфика радиовещания как канала массовой информации : учебное пособие | Лаборатория книги, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система | biblio-online.ru. | ||
Э2 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
стандартный лицензионный пакет Microsoft Word (версия 2003 и выше). Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на основные принципы разработки и создания локального авторского медиапроекта: программы политического анализа как для отдельных журналистских публикаций (сюжетов), так и для СМИ в целом, с использованием разнообразных методов. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Самостоятельная работа. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении задания «разработка программы исследования журналистской публикации» следует изучить основные принципы дискурс-анализа и контент-анализа. Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: авторский стиль, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы. Зачет. При подготовке к зачету нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и задания в рамках самостоятельной работы студента. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |