МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы журналистики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 16 16 36 36
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 76 76 53 53 129 129
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.
Задачи:
- изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации;
- усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике;
- формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях;
необходимые для осуществления проектов в области профессиональной деятельности правовые нормы
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы; определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; соотносить главное и второстепенное, решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет практический опыт участия в разработке и продвижении проектов разных типов, решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности и применения нормативной базы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов.
1.1. Информационное право как комплексная отрасль российского права Лекции 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Юридический статус редакции СМИ Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Законодательная основа свобод СМИ в России Лекции 5 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.4. Законодательная основа свобод СМИ в России Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.5. Законодательная база доступа к информации Лекции 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.6. Доступ журналиста к информации Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.7. Институт аккредитации журналистов Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.8. Анализ ситуаций из практики российских журналистов Сам. работа 5 38 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Информационные права и свободы: основные нормы, реализация и защита.
2.1. Информационные права личности Лекции 5 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Информационные права личности и СМИ Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Правовое регулирование участия СМИ в избирательных компаниях Лекции 5 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.4. Открытые вопросы по правовой проблематике Сам. работа 5 38 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Особенности рекламы в СМИ. Авторское право в журналистике.
3.1. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ Лекции 5 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Авторское право в журналистике Лекции 6 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ Практические 5 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Авторское право журналиста Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.5. Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства Сам. работа 6 24 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Специфика правового регулирования Интернета и информационная безопасность
4.1. Правовые проблемы регулирования коммуникации в сети Интернет Лекции 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Особенности правового регулирования деятельности сетевых СМИ Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Информационная безопасность и СМИ Лекции 6 4 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.4. Информационная безопасность и СМИ Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.5. Избирательные кампании и деятельность СМИ Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Работа журналиста в зоне боевых действий и освещение вооруженных конфликтов
5.1. Особенности подготовки журналиста к "опасным" командировкам Лекции 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.2. Принципы и правила поведения журналиста в зоне боевых действий Лекции 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Работа журналистов в зонах вооруженных конфликтов Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Специфика освещения СМИ вооржуенных конфликтов Лекции 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.5. Освещение СМИ вооруженных конфликтов Практические 6 2 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.6. Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» Сам. работа 6 9 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.7. Просмотр и анализ художественного фильма «Война без правил» Сам. работа 6 20 ОПК-5, УК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС УЖ-1 ПОЖ Кирилин.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Матушевский, Р.Г. Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие А-Приор, 2006 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365
Л1.3 Лапина, М.А. Информационное право : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковалева, Н.Н. Информационное право России: учебное пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.2 Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник М.: Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac
Э2 Гарант.ру информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.