МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание исторических особенностей развития социальных процессов и институтов в России; научить самостоятельно анализировать закономерности развития социальных процессов и институтов; научить оценивать историческую значимость социальных процессов и социальных институтов; обучить основным методам исторического анализа социальных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5.1 Отмечает и анализирует особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем
УК-5.2 Предлагает способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
УК-5.3 Придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и тенденции социальной истории, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания социальной истории, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в команде, полученными в процессе изучения курса «Социальная история», помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная история как научная дисциплина.
1.1. Социальная история как наука, ее предмет и задачи. Лекции 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальная история как наука, ее предмет и задачи. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Социальная история как наука, ее предмет и задачи. Сам. работа 2 14 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Современные научные концепции типологии обществ.
2.1. Современные научные концепции типологии обществ. Современные направления исследований по социальной истории. Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Современные научные концепции типологии обществ. Современные направления исследований по социальной истории. Практические 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Современные научные концепции типологии обществ. Современные направления исследований по социальной истории. Сам. работа 2 20 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХI вв.
3.1. Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХI вв. Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХI вв. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХI вв. Сам. работа 2 20 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Постмодернизм и эволюция школы Анналов.
4.1. Постмодернизм и эволюция школы Анналов. Сам. работа 2 18 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Проблемы социальной истории современной России.
5.1. Проблемы социальной истории современной России. Сам. работа 2 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предмет социальной истории.
2. Инструментарий изучения социальной истории.
3. Общая историография социальной истории России.
4. Характеристика источников по социальной истории России конца XIX – начала ХХ вв.
5. Экономическое развитие России конца XIX – начала ХХ вв. Общая характеристика.
6. Население России конца XIX – начала ХХ вв.
7. Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.
8. Политическая элита и бюрократия.
9. Российское дворянство.
10. Российская буржуазия.
11. Российская интеллигенция.
12. Рабочий класс России.
13. Российское крестьянство.
14. Переход от макроистории к микроистории. «История снизу».
15. Социально-ориентированная история.
16. Роль истории повседневности в социальной истории современной России.
17. Особенности социальных процессов в современной России.
18. Культурная история и социальная история – проблема соотношения.
19. Социальная история и история повседневности.
20. Микроанализ в социальной истории. Локально-исторические рамки.
21. Социальная история субкультур.
22. Гендерная и устная история.
23. Устная история. Интервьюирование.
24. Проблема интерпретация в современной социальной истории.
25. Антропологизация социальной истории.
26. Лингвистический поворот в контексте социальной истории.
Практические задания
1. Сформируйте основные задачи и функции социальной истории, опираясь на его определение (не менее 3):
Социальная история - отрасль исторической науки, изучающая человека в ретроспективном контексте общественных связей и отношений.
Ответ:
Задачи социальной истории Функции социальной истории






2. Ниже приведен ряд ученых и их труды, соотнесите их друг с другом
А) А.С. Лаппо-Данилевский
Б) Л.И. Петражицкий
В) Н.Я. Данилевский
Г) В.М. Хвостов
1) «Основы социологии. Учение о закономерности общественных процессов» (1919г.)
2) «Россия и Европа» (1869г.)
3) «Основные принципы исторического знания в главнейших его направлениях: номотетическом и идеографическом» (1918г.)
4) «К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права» (1913г.)
Ответ:
А Б В Г


3. Заполните пропуски:
Социология обыденного знания — это одна из наиболее разработанных на сегодня концепций ________________ социологии.
А) феноменологической
Б) радикальной
В) академической
Г) понимающей
4. Заполните пропуски:
По определению социолога ____________________, страта — это множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации.
А) П. Сорокина
Б) К. Дэвиса
В) Т. Парсонса
Г) У. Уорнера
5. Ниже приведен текст, прочитайте его и вставьте пропущенные слова.
Расцвет социальной истории начинается после Второй мировой войны, когда аналитические модели, понятия социальных наук стали активно использоваться в арсенале исторического исследования. Основой такого подхода к ________________(А) материалу стала установка на изучение общества как целостного организма, существующего в сложном взаимодействии компонентов. Социальная история последовательно стала обращаться к опыту социологии, антропологии, количественных методов исследования.
Так, выделение нового измерения истории и специфического исторического ________________(Б) в виде исследуемых структур позволили Ф.Броделю создать оригинальную модель исторического исследования. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как их назвал Ф. Бродель – «структуры повседневности» предмета ________________(В). Это – то, что не изменяется в течение длительного времени, исчисляемого столетиями, и составляет материальные условия существования человека в данной географической и социальной среде. Затем анализируются собственно _______________(Г) структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки, ярмарки, биржи и кредиты и тд.) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная от простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно _______________(Д) исследования, будь то мир экономики современного капитализма или современная Франция.
Ответ:
А - 1. Объект
Б - 2. Экономическая
В - 3. Историческая
Г - 4. Субъект
Д - 5. Исследование
6. Социальная
7. Наблюдение
6. Ниже приведен ряд направлений изучения социальной истории, все из них, кроме двух, являются верными вариантами. Исключите два направления, через которые социальная история не изучается.
А) социогенетический
Б) диалектико-рефлексивный
В) конструктивистский
Г) историко-методологический
Д) этнографии науки
7. Утверждают, что гендерная социология, как направление социальной истории, в России и за рубежом отличается. Обоснуйте почему, приведите пример отличия гендерной социологии в России и любой другой страной (на ваш выбор).
Ответ:
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремлев Н.Т. ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 2. Хх век — начало XXI века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 1. До хх века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru.
Э2 www.socioline.ru.
Э3 www.philosophy.ru
Э4 www.dic.academic.ru
Э5 www.soc.pu.ru
Э6 www.fanfiction.pp.ru/includes/rab/soc.html
Э7 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э8 Курс в Moodle «Социальная история» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.