Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ЖТиММР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов. Задачи: - изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации; - усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике; - формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-5 | Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками моделирования индивидуальных и коллективных профессиональных журналистских действий в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационой системы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов. | ||||||
1.1. | Информационное право как комплексная отрасль российского права | Лекции | 1 | 4 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Анализ ситуаций из практики российских журналистов, требующих правового решения | Сам. работа | 1 | 45 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Законодательная основа деятельности СМИ в России | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | Развернутые ответы на открытые вопросы | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | Аккредитация журналистов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Информационные права и свободы: основные нормы, реализация и защита. | ||||||
2.1. | Информационные права личности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Право журналистов на доступ к информации | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства по темам практических занятий | Сам. работа | 1 | 27 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Диффамация в российском законодательстве | Лекции | 1 | 4 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Правовой статус редакции СМИ | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Информационные права личности и СМИ | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Специфика правового регулирования Интернета. Избирательные кампании в СМИ. Правовое регулирование рекламы. Реализация авторских прав | ||||||
3.1. | Правовое регулирование рекламной деятельности | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Правовое регулирование Интернета | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Авторское право в журналистике | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Проблемы информационной безопасности и СМИ | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.5. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост. Е.П. Прохоров | Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.2 | Матушевский, Р.Г. | Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие | А-Приор, 2006 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365 |
Л1.3 | Лапина, М.А. | Информационное право : учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ковалева, Н.Н. | Информационное право России: учебное пособие | М.: Дашков и К, 2007 | |
Л2.2 | Судариков, С.А. | Право интеллектуальной собственности: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гарант.ру информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э2 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Правовые основы регулирования медиарынка" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |