МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практическая медиастилистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 3 (5) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 45 45 36 36 81 81
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Практическая медиастилистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста;
формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения; 3) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

Для достижения цели ставятся задачи:
определять средства выразительности на разных уровнях языка;
характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к современной медиапрактике;
использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке медиаконтента;
анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в медиатекстах;
создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ОПК-1: Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ;
о функционально-стилистической разнородности и выраженной социальной ориентированности текстов, распространяемых по каналам массовой коммуникации; об общей картине социальной и стилистической дифференциации национального языка в ее современном состоянии в том виде, как она предстает в масс-медиа;
иметь представление об отечественном и мировом опыте разработки и реализации аналогичных (сходных) с разрабатываемым медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
правильно интерпретировать стилистическую информацию, которую несут единицы разных уровней языка (лексические, грамматические);
находить иностилевые элементы в медиатекстах публицистического стиля и определять уместность их использования в данном медиатексте;
оценить соответствие медиапроекта формату, стилю, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста;
способен подготовить журналистские тексты и (или) продукты различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского языка, особенностями иных
знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах;
решения поставленных задач при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции развития и стилистические ресурсы языка СМИ
1.1. Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Стилистические ресурсы языка СМИ. Лекции 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Графико-смысловые фигуры в СМИ Лекции 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Графико-смысловые фигуры в СМИ Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.5. Лексико-фразеологические особенности языка СМИ Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Семантико-смысловые фигуры. Тропы Лекции 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Семантико-смысловые фигуры. Тропы Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках Лекции 3 6 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Использование микрофигур в современных СМИ Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Синтаксические особенности языка СМИ Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Макрофигуры в современных СМИ Практические 3 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ и новых медиа
2.1. Выразительные средства радио, телевидения, интернет- СМИ и новых медиа Лекции 3 6 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. Итоговая контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» Сам. работа 3 25 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Подготовка портфолио «Тенденции развития языка радио, телевидения, интернет-СМИ» Сам. работа 3 20 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.4. Защита портфолио «Тенденции развития языка радио, телевидения, интернет-СМИ» Практические 3 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.5. Экзамен 3 27 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Предмет и задачи курса практической медиастилистики. Стилеобразующие факторы
3.1. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Практические 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей и их использование в СМИ Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.4. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей и их использование в СМИ Практические 5 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.5. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 5 12 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.6. Основные функции, стилевые черты и языковые особенности научного стиля. Научная и научно-популярная журналистика Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.7. Анализ текстов различных функциональных стилей. Научный стиль в медиатекстах Практические 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.8. Основные функции, стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля. Использование ОДС в медиатекстах Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.9. Анализ текстов различных функциональных стилей. Использование ОДС в медиатекстах Практические 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.10. Публицистический стиль. Понятие о языке СМИ и медиаязыке. Языковые особенности современной публицистики. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.11. Функционально-стилевые особенности языка современной публицистики. Практические 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.12. Коллоквиум «Современные медиакоммуникации. Медиастилистика» Практические 5 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.13. Творческая работа: создание медиатекста по заданным параметрам (формат СМИ, целевая аудитория и т.п.) Сам. работа 5 8 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.14. Основные функции стилевые черты и языковые особенности разговорного стиля. «Разговорность» современной журналистики Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.15. Анализ текстов различных функциональных стилей. Разговорный стиль в СМИ Практические 5 2 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.16. Домашняя контрольная работа «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей различных типов СМИ» Сам. работа 5 16 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.17. Зачет 5 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. : Флинта: Наука,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
Л1.2 Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии : учебное пособие Флинта, 2017 URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69151
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник Флинта, 2008
Л2.2 Малычева Н.В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2012
Л2.3 Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/884
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://gramota.ru/
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике https://dic.academic.ru/
Э3 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса. Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.