МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и философия науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Русский язык-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 20 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и философия науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос. н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филос. н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ОПК-2 готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.соотношение и взаимосвязь понятий философии и науки;
предмет и основные концепции современной философии науки, место науки в культуре современной цивилизации;
возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции, структуру научного знания, динамику науки как процесса порождения нового знания;
научные традиции и научные революции, типы научной рациональности;
особенности современного этапа развития науки;
соотношение классических и неклассических методов научного исследования;
перспективны научно-технического прогресса;
развитие науки как социального института
3.2.Уметь:
3.2.1.дать анализ знаний по широкому спектру достижений современной науки и техники и адаптировать данные знания к своей специальности
применять теоретические методы исследования к специализированным разработкам; быть экспертом в использовании современного научного знания в практической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Универсальными, общими логическими, теоретическими, эмпирическими методами исследования
общей системой категорий и понятий философии и науки, а также знаниемсовременной научной картиной мира

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
1.1. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Наука как форма познавательной деятельности, как социальный институт и сфера духовного производства. Предмет философии науки и его философская трансформация. От исследования методов познания к поискам моделей развития науки. Расширение и углубление проблематики философии науки в позитивистской философии. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С.Тулмин). Проблема метафизических оснований науки. Основные модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани. Значение аналитической философии в развитии проблематики философии науки Интерналисты и экстерналисты о механизмах развития науки. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.2. Наука: понятие, специфика, рефлексия. Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.Наука, антинаука, лженаука. Практические 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.3. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Наука как форма познавательной деятельности, как социальный институт и сфера духовного производства. Предмет философии науки и его философская трансформация. От исследования методов познания к поискам моделей развития науки. Расширение и углубление проблематики философии науки в позитивистской философии. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С.Тулмин). Проблема метафизических оснований науки. Основные модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани. Значение аналитической философии в развитии проблематики философии науки Интерналисты и экстерналисты о механизмах развития науки. Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Наука в культуре современной цивилизации.
2.1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Актуальные проблемы философии науки. Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. Практические 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.3. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Наука как социальный институт.
3.1. Определение науки как социального института. Научные сообщества и их типы. Научный этос, его основные черты: способность к теоретическому мышлению, познавательный интерес, креативность, внутренняя свобода и т.д. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
3.2. Определение науки как социального института. Научные сообщества и их типы. Научный этос, его основные черты: способность к теоретическому мышлению, познавательный интерес, креативность, внутренняя свобода и т.д. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.
4.1. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Структура научного знания.
5.1. Структура эмпирического уровня научного знания. Наблюдение и эксперимент. Структура эмпирического знания: протокольные предложения, эмпирические факты, эмпирические законы, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Структура общенаучного знания: частнонаучная и общенаучная картины мира, частнонаучные и общенаучные гносеологические, логические, методологические и аксиологические принципы (идеалы и нормы научного исследования). Философские основания науки. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания» Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках Практические 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Структура эмпирического уровня научного знания. Наблюдение и эксперимент. Структура эмпирического знания: протокольные предложения, эмпирические факты, эмпирические законы, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Структура общенаучного знания: частнонаучная и общенаучная картины мира, частнонаучные и общенаучные гносеологические, логические, методологические и аксиологические принципы (идеалы и нормы научного исследования). Философские основания науки. Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
6.1. Постановка проблем производства и динамики научного знания в ХХ в. Модели роста научного знания. К. Поппер и Т. Кун о критериях верификации научных теорий. Понятия «нормальная наука», «научная революция », «научная парадигма» и концепция динамики научного знания у Т. Куна. Основные вехи и типы научных революций. Критика и дополнения к концепции Т. Куна (И. Лакатос, П. Тулмин, П. Фейерабенд). Проблема статуса «нормальной науки». Научные традиции сквозь призму типов научной рациональности. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.2. Проблема развития науки в философии. Внутренние и внешние факторы развития науки Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера Природа и сущность научных революций. Практические 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.3. Постановка проблем производства и динамики научного знания в ХХ в. Модели роста научного знания. К. Поппер и Т. Кун о критериях верификации научных теорий. Понятия «нормальная наука», «научная революция », «научная парадигма» и концепция динамики научного знания у Т. Куна. Основные вехи и типы научных революций. Критика и дополнения к концепции Т. Куна (И. Лакатос, П. Тулмин, П. Фейерабенд). Проблема статуса «нормальной науки». Научные традиции сквозь призму типов научной рациональности. Сам. работа 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 7. Особенности современной науки.
7.1. Современный мир и современная наука. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Изменения в объекте и в предмете исследования. Специфика раскрытия объектов микро- и макро-мира. Человекоразмерные объекты как предмет анализа. Комплексность современных проблем и междисциплинарные исследования. Антропный принцип в науке и в философии. Ценностные основания современного знания. Новые этические проблемы науки в к. ХХ – нач. ХХ1 века. Экологическая этика и её основания в философии русского космизма (В.И. Вернадский, А. Чижевский). Гуманитаризация науки и сближения идеалов естественнонаучного и гуманитарного знания. Гуманитарная экспертиза как важный элемент современной науки. Сложные самоорганизующиеся системы и их исследование. Синергетический подход – метод исследования сложных систем. Перспективы развития науки и проблема конца науки (Дж. Хорган и его критики). Сциентизм и антисциентизм. Новая научная рациональность как отражение изменений в науке. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
7.2. Практические 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
7.3. Современный мир и современная наука. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Изменения в объекте и в предмете исследования. Специфика раскрытия объектов микро- и макро-мира. Человекоразмерные объекты как предмет анализа. Комплексность современных проблем и междисциплинарные исследования. Антропный принцип в науке и в философии. Ценностные основания современного знания. Новые этические проблемы науки в к. ХХ – нач. ХХ1 века. Экологическая этика и её основания в философии русского космизма (В.И. Вернадский, А. Чижевский). Гуманитаризация науки и сближения идеалов естественнонаучного и гуманитарного знания. Гуманитарная экспертиза как важный элемент современной науки. Сложные самоорганизующиеся системы и их исследование. Синергетический подход – метод исследования сложных систем. Перспективы развития науки и проблема конца науки (Дж. Хорган и его критики). Сциентизм и антисциентизм. Новая научная рациональность как отражение изменений в науке. Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
8.1. Дискуссии по определению понятия. Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Философия о человеке и обществе (историко-филососфский взгляд). Платон. Аристотель. И. Кант, Д. Локк. К.Маркс, З.Фрейд). Особенности общества и человека, влияющие на исследование: многообразие, неповторимость, уникальность, случайность, изменчивость). Философские дисциплины в постижении человека (философская антропология и социальная философия). Формирование социальных знаний и возникновение социальных наук. Общее и особенное в науках о природе и в науках о культуре. Два основных подхода к сущности социально-гуманитарного познания и их влияние на исследование социальной реальности. Доминирующая роль текста в исследовании. Ценностная установка и её включенность в познавательный процесс. «Душевный мир» и выделение объекта исследования (В, Дильтей). Многообразие вариантов выделения предмета исследования и их основания. Определение предмета и выбор методов изучени Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
8.2. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности» Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Практические 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.4
8.3. Дискуссии по определению понятия. Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Философия о человеке и обществе (историко-филососфский взгляд). Платон. Аристотель. И. Кант, Д. Локк. К.Маркс, З.Фрейд). Особенности общества и человека, влияющие на исследование: многообразие, неповторимость, уникальность, случайность, изменчивость). Философские дисциплины в постижении человека (философская антропология и социальная философия). Формирование социальных знаний и возникновение социальных наук. Общее и особенное в науках о природе и в науках о культуре. Два основных подхода к сущности социально-гуманитарного познания и их влияние на исследование социальной реальности. Доминирующая роль текста в исследовании. Ценностная установка и её включенность в познавательный процесс. «Душевный мир» и выделение объекта исследования (В, Дильтей). Многообразие вариантов выделения предмета исследования и их основания. Определение предмета и выбор методов изучени Сам. работа 1 6 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 9. Субъект социально-гуманитарного познания.
9.1. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Сравнительный анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Индивидуальное и коллективное неосознанное в социально-гуманитарном познании. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Истоки, изначальная противопоставленность этих проектов, их развитие и сближение во второй половине XX – начале XXI в. «Новая историческая наука» как попытка синтеза позитивистского и герменевтического проектов в понимании специфики, места и роли субъекта социально-гуманитарного познания. Лекции 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
9.2. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук» Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур).Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Практические 1 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
9.3. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Сравнительный анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Индивидуальное и коллективное неосознанное в социально-гуманитарном познании. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Истоки, изначальная противопоставленность этих проектов, их развитие и сближение во второй половине XX – начале XXI в. «Новая историческая наука» как попытка синтеза позитивистского и герменевтического проектов в понимании специфики, места и роли субъекта социально-гуманитарного познания. Сам. работа 1 4 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 10. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
10.1. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
10.2. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
10.3. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 11. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
11.1. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Проблема взаимоотношения «двух миров»: метафизического и временного, бытийствующего и становящегося. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма. Основные смыслы понятий «жизнь» и жизненный порыв» в философии А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция. Жизнь как категория «наук о духе» в философии В. Дильтей. Ограниченность применения методологии естествознания в «науках о духе». Проблема поиска новых методологических оснований социогуманитарного знания. Переживание, выражение, понимание. История – одна из форм проявления жизни. Объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль). Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
11.2. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Проблема взаимоотношения «двух миров»: метафизического и временного, бытийствующего и становящегося. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма. Основные смыслы понятий «жизнь» и жизненный порыв» в философии А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция. Жизнь как категория «наук о духе» в философии В. Дильтей. Ограниченность применения методологии естествознания в «науках о духе». Проблема поиска новых методологических оснований социогуманитарного знания. Переживание, выражение, понимание. История – одна из форм проявления жизни. Объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль). Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
11.3. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Проблема взаимоотношения «двух миров»: метафизического и временного, бытийствующего и становящегося. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма. Основные смыслы понятий «жизнь» и жизненный порыв» в философии А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция. Жизнь как категория «наук о духе» в философии В. Дильтей. Ограниченность применения методологии естествознания в «науках о духе». Проблема поиска новых методологических оснований социогуманитарного знания. Переживание, выражение, понимание. История – одна из форм проявления жизни. Объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль). Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 12. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
12.1. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Философия о моделировании пространства и времени. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Концептуальная история пространства и времени: догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Топология и темпоралистика. Бытия социально-исторической общности. Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
12.2. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Философия о моделировании пространства и времени. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Концептуальная история пространства и времени: догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Топология и темпоралистика. Бытия социально-исторической общности. Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
12.3. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Философия о моделировании пространства и времени. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Концептуальная история пространства и времени: догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Топология и темпоралистика. Бытия социально-исторической общности. Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 13. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
13.1. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Моральная ответственность учёного за введение конвенций. Индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
13.2. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Моральная ответственность учёного за введение конвенций. Индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
13.3. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Моральная ответственность учёного за введение конвенций. Индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 14. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
14.1. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Понятие рациональности вообще и научной в частности, трудности, связанные с применением научной рациональности в СГН. Связь истины и рациональности, понятие истины, заблуждения, ошибки и лжи. Понятие объективности, объективность в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Концепция коррекпонденции, её издержки и возможности примененеия в СГН, Концепция когеренции, её издержки и возможности в СГН. Неклассические концепции истины: семантическая концепция истины, экзистенциальная истина и правда. Проблема истинности в свете практического применения в СГН. М.Вебер о трудностях, связанных с достижением объективной значимости истины в социальном познании. М.Вебер, К.Поппер, П.Рикёр, Г.-Г.Гадамер о путях преодоления данных трудностей. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
14.2. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Понятие рациональности вообще и научной в частности, трудности, связанные с применением научной рациональности в СГН. Связь истины и рациональности, понятие истины, заблуждения, ошибки и лжи. Понятие объективности, объективность в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Концепция коррекпонденции, её издержки и возможности примененеия в СГН, Концепция когеренции, её издержки и возможности в СГН. Неклассические концепции истины: семантическая концепция истины, экзистенциальная истина и правда. Проблема истинности в свете практического применения в СГН. М.Вебер о трудностях, связанных с достижением объективной значимости истины в социальном познании. М.Вебер, К.Поппер, П.Рикёр, Г.-Г.Гадамер о путях преодоления данных трудностей. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
14.3. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Понятие рациональности вообще и научной в частности, трудности, связанные с применением научной рациональности в СГН. Связь истины и рациональности, понятие истины, заблуждения, ошибки и лжи. Понятие объективности, объективность в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Концепция коррекпонденции, её издержки и возможности примененеия в СГН, Концепция когеренции, её издержки и возможности в СГН. Неклассические концепции истины: семантическая концепция истины, экзистенциальная истина и правда. Проблема истинности в свете практического применения в СГН. М.Вебер о трудностях, связанных с достижением объективной значимости истины в социальном познании. М.Вебер, К.Поппер, П.Рикёр, Г.-Г.Гадамер о путях преодоления данных трудностей. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л1.3
Раздел 15. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
15.1. Проблема своеобразия гуманитарного знания в поле конфликтов сциентизма и антисциентизма. Герменевтика. Х.-Г. Гадамер о взаимоотношениях научного и вненаучного типов познания. Проблема герменевтического круга у В. Дильтея, М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Проблема статуса предрассудков и других априорных оснований познания. Объяснительные модели в гуманитарных и естественных науках. Конфликты понимания и объяснения, истины и метода. Текст как единица анализа в социально-гуманитарном познании. Язык и языковые игры. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
15.2. Проблема своеобразия гуманитарного знания в поле конфликтов сциентизма и антисциентизма. Герменевтика. Х.-Г. Гадамер о взаимоотношениях научного и вненаучного типов познания. Проблема герменевтического круга у В. Дильтея, М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Проблема статуса предрассудков и других априорных оснований познания. Объяснительные модели в гуманитарных и естественных науках. Конфликты понимания и объяснения, истины и метода. Текст как единица анализа в социально-гуманитарном познании. Язык и языковые игры. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
15.3. Проблема своеобразия гуманитарного знания в поле конфликтов сциентизма и антисциентизма. Герменевтика. Х.-Г. Гадамер о взаимоотношениях научного и вненаучного типов познания. Проблема герменевтического круга у В. Дильтея, М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Проблема статуса предрассудков и других априорных оснований познания. Объяснительные модели в гуманитарных и естественных науках. Конфликты понимания и объяснения, истины и метода. Текст как единица анализа в социально-гуманитарном познании. Язык и языковые игры. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 16. Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.
16.1. Исторические вехи коллизии веры и знания. Наследие эпохи Просвещения как установки на демонизацию иррациональных видов знания. Л. Витгенштейн о значении слова «знание». Принцип «дверных петель» и роль аксиом в научном познании. Критерии верификации научных истин и проблема соотношения теории и практики. Вненаучные формы познания и проблема границ и статуса научной картины мира. Вера, сомнение и знание как ключевые элементы философской рефлексии. Критика научной модели познания М. Хайдеггером. Программа методологического «дадаизма» П. Фейерабенда. Диалектика конфликта философии и науки в прошлом и настоящем интеллектуальной культуры. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
16.2. Исторические вехи коллизии веры и знания. Наследие эпохи Просвещения как установки на демонизацию иррациональных видов знания. Л. Витгенштейн о значении слова «знание». Принцип «дверных петель» и роль аксиом в научном познании. Критерии верификации научных истин и проблема соотношения теории и практики. Вненаучные формы познания и проблема границ и статуса научной картины мира. Вера, сомнение и знание как ключевые элементы философской рефлексии. Критика научной модели познания М. Хайдеггером. Программа методологического «дадаизма» П. Фейерабенда. Диалектика конфликта философии и науки в прошлом и настоящем интеллектуальной культуры. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
16.3. Исторические вехи коллизии веры и знания. Наследие эпохи Просвещения как установки на демонизацию иррациональных видов знания. Л. Витгенштейн о значении слова «знание». Принцип «дверных петель» и роль аксиом в научном познании. Критерии верификации научных истин и проблема соотношения теории и практики. Вненаучные формы познания и проблема границ и статуса научной картины мира. Вера, сомнение и знание как ключевые элементы философской рефлексии. Критика научной модели познания М. Хайдеггером. Программа методологического «дадаизма» П. Фейерабенда. Диалектика конфликта философии и науки в прошлом и настоящем интеллектуальной культуры. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 17. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
17.1. Понятие научной программы в контексте анализа науки. Виды исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Структура исследовательской программы. Проблема твердого ядра ИП в СГП. Коллекторские программы. Уровни исследовательской программы в СГП. Критерии прогрессивности программ в СГП. Современные исследовательские программы социокультурной динамики. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
17.2. Понятие научной программы в контексте анализа науки. Виды исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Структура исследовательской программы. Проблема твердого ядра ИП в СГП. Коллекторские программы. Уровни исследовательской программы в СГП. Критерии прогрессивности программ в СГП. Современные исследовательские программы социокультурной динамики. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
17.3. Понятие научной программы в контексте анализа науки. Виды исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Структура исследовательской программы. Проблема твердого ядра ИП в СГП. Коллекторские программы. Уровни исследовательской программы в СГП. Критерии прогрессивности программ в СГП. Современные исследовательские программы социокультурной динамики. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 18. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
18.1. Специфика социо-гуманитарного знания. Различные точки зрения на проблему разделения социальных и гуманитарных наук по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно. Субъективный и объективный подходы к социо-гуманитарному комплексу знаний. Методы социального познания. Своеобразие методов гуманитарных наук. Герменевтика, диалог, коммуникация. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных программ. Лекции 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
18.2. Проблема методов и методологии в науке и в философии. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. Практические 2 2 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
18.3. Специфика социо-гуманитарного знания. Различные точки зрения на проблему разделения социальных и гуманитарных наук по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно. Субъективный и объективный подходы к социо-гуманитарному комплексу знаний. Методы социального познания. Своеобразие методов гуманитарных наук. Герменевтика, диалог, коммуникация. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных программ. Сам. работа 2 1 УК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
18.4. Экзамен 2 27 УК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры).
2. Эволюция подходов к анализу науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Полани).
3. Методологический плюрализм П. Фейерабенда.
4. Понятие научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
5. Концепция неявного знания М. Полани.
6. К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.
7. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов
научной деятельности.
8. Т. Кун: «Структура научных революций».
9. Особенно развития современной науки.
10. Динамика проблематики философии науки: от позитивизма к постпозитивизму.
11. Наука и техногенная цивилизация.
12. Специфика научного познания.
13. Научные и вненаучные формы знания.
14. Функции науки в жизни общества.
15. Преднаука и становление науки в период античности.
16. Наука в период Средневековья и Возрождения.
17. Научная революция и классическая наука Нового времени.
18. Структура эмпирического уровня научного знания.
19. Структура теоретического уровня научного знания.
20. Мета теоретический уровень научного знания.
21. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос.
22. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
23. Понятие социального познания. Роль философии в формировании
научных знаний об обществе.
24. Методология социальных наук.
25. Особенности современного социального познания.
26. Природа ценностей и их онтологический статус.
27. Аксиологическое содержание социального познания. Ценности в науке.
28. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма.
29. Основные смыслы понятий «жизнь», «жизненный порыв» в философии
А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция.
30. Жизнь как категория наук о духе в философии В. Дильтея.
31. Разрушение классических и становление неклассических представлений о
пространстве и времени.
32. Отличие естественнонаучного и философского представлений о мирах
пространства и времени.
33. М. Хайдеггер о социальном времени.
34. К. Ясперс об осевом времени.
35. Бродель о времени как стационарной социальной системе.
36. Понятие научной коммуникации. Коммуникативная природа научного познания.
37. Виды научной коммуникации. Специфика научной коммуникации в информационном обществе.
38. Дискуссия и конвенция в науке.
39. Типы научной рациональности.
40. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках.
41. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
42. Проблема истинности в свете практического применения в социально- гуманитарных науках (М. Вебер, К. Поппер, X. Гадамер и др.).
43. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных
науках.
44. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
45. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
46. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
47. Взаимодействие социальных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
48. Наука, антинаука, лженаука.
49. Многообразие форм познавательной деятельности. Виды знания.
50. Релятивизм в современной науке и философии.
51. Редукционизм, его возможности и границы.
52. Понятие истории и философии науки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии.
2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования.
3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.
4. Античная философия, ее специфика.
5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.
6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон.
7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. Пифагорейский союз.
8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для истории науки.
9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения. Влияние Сократа на человеческую мысль.
10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.
11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские элементы. Мир идей, мир вещей, мир чисел.
12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия.
13. Этика и социальная философия Аристотеля.
14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.
15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.
16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.
17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунс Скот).
18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.
19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.
20. Специфические особенности философии Нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов.
21. Р. Декарт: единство науки и философии.
22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и этики.
23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.
24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости.
25. Г.В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картине мира. Лейбниц как ученый и философ.
26. Историческая роль философии Просвещения.
27. Немецкая классическая философия как (относительно) единое философско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.
28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.
29. «Критика чистого разума» - великое философское произведение И. Канта.
30. Учение И. Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство - главные социальные ценности.
31. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.
32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение.
33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма.
34. Специфические особенности русской философии и се роль в развитии российской и мировой культуры.
35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.
36. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях.
37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.
38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.
39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).
40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.
41. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.
42. Позитивизм в философии.
43. «Философия жизни» и ее формы.
44. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие философии XIX-XX в.
45. Неокантианские школы и их критическая ревизия философии И. Канта.
46. Феноменологическая философия Э. Гуссерля и его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.
47. Экзистенциалистская философия в XX в.
48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие и время» и основные проблемы онтологии XX—XXI вв.
49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.
50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентизма и антисциентизма.
51. «Постмодернизм» в философии и культуре.
52. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свобод человека, социальной справедливости, правового государства.
53. Современная философия науки и ее связь с историей философии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев История и философия науки: учеб. пособие М.: Проспект, 2020
Л1.2 Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2012
Л1.3 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л1.4 Степин В.С. История и философия науки: Академический проект, 2014
Л1.5 А.И. Осипов Философия и методология науки.: учебное пособие Минск : Белорусская наука., 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Сытых О.Л., Управителева Л.М., Корнев В.В., Метелев А.В., Федюкин В.П., Черданцева И.В. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л2.3 В. П. Огородников История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов СПб.: Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История и философия науки LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э2 История и философия науки Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э3 История и философия науки portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)
Поисковая система «Google»
ЭБС Юрайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании магистрантов основные проблемы истории и философии науки и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области истории и философии науки;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

В процессе освоения курса аспиранты должны усвоить категориальный аппарат истории и философии социально-гуманитарного познания. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества магистра философии.
Самостоятельная работа магистрантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области истории и философии социально-гуманитарного познания;
2. углубления и расширения общекультурного уровня магистранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей магистранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей магистрант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.