МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 115
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История зарубежного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №788)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с зарубежным искусством как феноменом культуры, с основными этапами развития архитектуры и изобразительного искусства и эталонными произведениями, отражающими общие направления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исторического феномена.
В связи с реализацией поставленной цели решались следующие задачи:
•дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;
•раскрыть типологическое многообразие художественных культур;
•сформировать представления о "художественном стиле", "художественной эпохе";
•выявить особенности основных видов и жанров искусства;
•раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;
•познакомить с ведущими (эталонными) произведениями;
•познакомить с основами методологии искусствознания и профессионального анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.17

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.зарубежное искусство в исторической динамике; место истории искусства в мировой культуре; периодизацию зарубежного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.логично представлять освоенные знания по истории зарубежного искусства; применять современные теории и концепции искусства в практической работе с объектами культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом и основной терминологией, используемой в зарубежном искусстве; навыками анализа основных направлений и стилей в истории зарубежного искусства; сравнительного анализа искусства различных эпох

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение к курсу
1.1. Генезис и периодизация искусства. Информационная эвристика и анализ источников. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Разработка ленты времени по теме "Происхождение искусства" Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Древнего Мира
2.1. Искусство древних цивилизаций Месопотамии Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство «великих империй» Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство Древнего Египта Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Искусство Древнего Египта Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Архитектура Древнего Египта (Лента времени по теме на выбор студента) Сам. работа 1 6
Раздел 3. Искусство античности
3.1. Искусство Древней Греции Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство Древней Греции Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство Этруссков Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Искусство Древнего Рима Сам. работа 1 2
3.5. Искусство Древнего Рима Сам. работа 1 2
3.6. Искусство Античности Сам. работа 1 6
Раздел 4. Искусство стран Южной и Восточной Азии
4.1. Искусство стран Южной и Восточной Азии (Индия, Китай, Япония) Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Искусство стран Южной и Восточной Азии (Индия, Китай, Япония) Сам. работа 1 6
Раздел 5. Искусство Средних веков
5.1. Византийское искусство Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Романское искусство Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Искусство раннего средневековья Запада Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Искусство готики Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Искусство готики Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Искусство Возрождения
6.1. Искусство раннего Возрождения Сам. работа 1 2
6.2. Искусство Высокого Возрождения Сам. работа 1 2
6.3. Искусство позднего Возрождения Сам. работа 1 2
6.4. Северное Возрождение Сам. работа 1 6
Раздел 7. Искусство Западной Европы эпохи барокко и классицизм.
7.1. Искусство Италии XVI-XVIII вв Лекции 1 2
7.2. Искусство Испании Практические 1 2
7.3. Искусство Фландрии и Голандии Сам. работа 1 4
7.4. Искусство Франции XVII-XVIII вв Сам. работа 1 4
7.5. Искусство Англии Сам. работа 1 4
7.6. Разработка проекта инфографики по теме "Архитектура Западной Европы" Сам. работа 1 6
Раздел 8. Западноевропейское искусство середины XIX -начала XX в
8.1. Западноевропейское искусство середины XIX -начала XX в Сам. работа 1 4
8.2. Реализм Практические 1 2
8.3. Импрессионизм Сам. работа 1 4
8.4. Постимпрессионизм Сам. работа 1 4
8.5. Модерн Сам. работа 1 6
Раздел 9. Искусство XX в.
9.1. Искусство авангарда Сам. работа 1 4
9.2. Архитектура XX в. Практические 1 2
9.3. Политика и искусство 20-50х гг. Сам. работа 1 7
9.4. Экзамен Экзамен 1 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Проблема происхождения искусства
2. Гипотезы происхождения искусства.
3. Искусство палеолита, мезолита и неолита.
4. Искусство Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии и Ахеменидского Ирана.
5. Искусство Древнего Египта (архитектура, строительство пирамид, скульптура и рельеф). Формирование технических и эстетических принципов (канонов) построения образа в пластике и изображении.
6. Искусство Древней Греции, основные этапы (особенности архитектуры, градостроительства, скульптуры, рельефа, вазописи).
7. Искусство Древнего Рима основные этапы (особенности архитектуры, градостроительства, скульптуры).
8. Раннехристианское искусство в период поздней империи и Искусство Византии.
9. Дороманское искусство и Романское искусство (особенности развития этих стилей в: Англии, Германии, Франции, Италии, Испании).
10. Готика: сложение национальных стилей в архитектуре. Особенности архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры. особенности развития этого стиля в: Англии, Германии, Франции, Италии.
11. Искусство Возрождения: хронология, общая характеристика эпохи. Раннее Возрождение, Высокое Возрождение. Позднее Возрождение.
12. Искусство маньеризма в Италии.
13. Северное Возрождение: общая характеристика. Искусство Нидерландов: скульптура, архитектура, живопись. Немецкое Возрождение: скульптура, архитектура, живопись. Испанское Возрождение: скульптура, архитектура, живопись. Французское Возрождение: скульптура, архитектура, живопись.
1. Итальянское барокко XVII в. скульптура, архитектура, живопись.
2. Испанское искусство XVII в. скульптура, архитектура, живопись.
3. Голландское искусство XVII в. Творчество Хальса, Вермеера, Рембрандта.
4. Венецианское искусство XVII в. Д.Б. Пьяцетга. Д.Б. Тьеполо. А. Каналетто. Ф. Гварди.
5. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре Франции. Творчество Н. Пуссена, К. Лоррена. Искусство рококо во Франции: архитектура и скульптура, живопись эпохи рококо. Ж.А. Ватто, Ф. Буше.
6. Теория искусства эпохи Просвещения (Г. Лессинг, И.И. Винкельман).
7. Архитектура эпохи Просвещения во Франции.
8. Искусство эпохи Просвещения во Франции. Моральная живопись и творчество Давида. Архитектура эпохи Просвещения. Ампир.
9. Живопись эпохи романтизма во Франции. Творчество А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Энгра.
10. Английское искусство эпохи романтизма XVIII в. Живопись. У. Хогарт. Д. Констебл. Т. Гейнсборо. Д. Рейнольде. У. Тернер. Английская архитектура. Палладианство (Дж. Джиббс, Д. Джемс, В. Кент). Неоготика. Английский пейзажный парк.
11. Немецкое искусство XVIII в. Немецкая живопись эпохи романтизма н. XIX в. Назарейцы.
12. Испанское искусство XVIII в. Творчество Ф. Гойи.
13. Критический реализм в искусстве Франции XIX в. Г. Курбе. Ф. Милле. О. Домье. К. Коро.
14. Стиль бидермейер.
15. Барбизонская школа живописи.
16. Импрессионизм: особенности художественного направления. Живопись и скульптура.
17. Постимпрессионизм. Неоимпрессионизм.
18. Французский и немецкий символизм.
19. Стиль модерн: особенности художественного направления. Модерн в архитектуре.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
20. Модерн в изобразительном искусстве. Г. Климт. Ф. Штук. О.Бердсли.
1. Экспрессионизм. Творчество группы художников «Синий всадник» и группы «Мост». Э. Мунк. Фовизм. Абстракционизм. Абстрактный экспрессионизм.
2. Футуризм. Кубизм. Дадаизм. Орфизм. Пуризм.
3. Сюрреализм и иррациональная живопись. Д. де Кирико. С. Дали.
4. Постмодернизм: особенности стилевого языка.
5. Архитектура эпохи постмодернизма: Ле Корбюзье. Баухауз. Современная архитектура.
6. Основные направления в искусстве постмодернизма: оп-арт, кинетическое искусство, хепенинг, перфоманс, хэппенинг, искусство объекта (реди-мейд), нет-арт, лэнд-арт, видео-арт, гиперреализм.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6364

Контрольная работа № 1
по теме «Искусство основные понятия и категории»

1. Дайте определение искусству, относящееся к теории и истории искусства.
2. Что такое чистое (свободное искусство)? Приведите пример.
3. Что такое прикладное искусство? Приведите пример.
4. Что такое самодеятельно-развлекательное искусство? Приведите пример.
5. Что такое артефакт?

Контрольная работа № 2
по теме «Первобытное искусство»
1. Что представляли собой «палеолитические венеры»? Для чего они предназначались?
2. Что такое генезис?
3. Что такое петроглифы?
4. Что такое синкретизм первобытного искусства?
5. Что такое мегалит?
6. Назовите места нахождения первых петроглифов.
7. Назовите самые известные пещеры первобытной эпохи. Где они расположены?
8. Что такое менгиры?
9. Что такое кромлех?
10. Где находится самый известный кромлех?


Контрольная работа № 3
по теме «Искусство Древнего Междуречья»
1. Что такое изразцы?
2. Какой основной строительный материал в государствах Двуречья?
3. Объясните принципы строительства нововавилонских городов периода правления Навуходоносора II?
4. Где и когда стояли Ворота богини Иштар? Что они собой представляли?
5. Что такое зикуратт?
6. Что такое фриз в шумеро-ассирийской архитектуре?
7. Назовите самое известное архитектурное сооружение периода Урук и Джемдет-Наср.
8. Что такое адоранты? Для чего они предназначались?
9. Каковы принципы имперского стиля ахеменидов? Где применялся?
10. Что это за быки-шеду? Для чего предназначались? Где располагались? Какую функцию выполняли?

Контрольная работа № 4
по теме «Искусство Древнего Египта»
1. Что такое ложный свод?
2. Что такое мастаб?
3. Что такое протодорические колоны?
4. Что такое ложная дверь?
5. В чем заключались особенности египетского канона в рельефных изображениях?
6. В чем заключались особенности египетского канона в скульптуре?
7. Что такое гипостильный зал?
8. Что такое папирусообразные колонны?
9. Что такое пилон?
10. Что такое палетка?

Контрольная работа № 5
по теме «Искусство Древней Греции»

1. Что такое простиль?
2. Что такое амфи-простиль?
3. Что такое периптер?
4. Что такое диптер?
5. Объясните принципы построения дорического ордера?
6. Объясните принципы построения ионического ордера?
7. Какая скульптурная группа помещалась на фронтоне парфенонского храма в Акрополе?
8. Что такое каннелюры?
9. Из каких составных частей состоит ордер?
10. Что такое пропилеи?

Контрольная работа № 6
по теме «Искусство Древнего Рима»

1. Что такое канопы? Где они найдены?
2. Что такое кенотафы?
3. Что такое моноптер? Приведите пример.
4. Как называлась центральная площадь Рима?
5. Объясните принципы росписи в I помпейском стиле?
6. Что такое термы?
7. Объясните принципы росписи в II помпейском стиле?
8. Что такое Пантеон? Кем он был сооружен? Как выглядел?
9. Объясните принципы строительства «типового» римского города.
10. Что такое Колизей? Как он выглядел?
Контрольная работа № 7
по теме «Искусство Византии»

1. Назовите каноны византийской архитектуры
2. Какие принципы были положены в основу иконографического канона
3. Назовите византийский храм, который стал образцом для многих православных и русских храмов
4. Назовите основные правила в системе росписи храма
5. Что такое парус?

Вопросы к коллоквиуму № 8
по теме «Искусство стран Южной и Восточной Азии»

1. Искусство Индии. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
2. Искусство Китая. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
3. Искусство Японии. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры.
Контрольная работа № 9
по теме «Романское искусство»

1. Как датируется романский стиль в искусстве Европы?
2. Когда появился термин «романский стиль» откуда он возник?
3. Кто был главным заказчиком искусства?
4. Какой вид искусства был основным в романском стиле?
5. Какие новшества стали использоваться в архитектуре романского стиля?

Контрольная работа № 10
по теме «Искусство готики»

1. Как датируется готический стиль в искусстве Европы?
2. Когда появился термин «готический стиль» откуда он возник?
3. Кто был главным заказчиком искусства?
4. Какой вид искусства был основным в готическом стиле?
5. Какие новшества стали использоваться в архитектуре готического стиля?

Контрольная работа № 11
по теме «Искусство Возрождения»

1. Назовите хронологические рамки итальянского Возрождения и ведущие школы этого периода.
2. Когда появился термин «Возрождение» откуда он возник?
3. Что становится основной темой искусства в эпоху Возрождения?
4. Какие новаторства были применены в изобразительном искусстве эпохи Возрождения?
5. Какие новшества присущи культуре и искусству эпохи Возрождения в целом?

Контрольная работа № 12
по теме «Искусство XVII века»

1. Назовите предпосылки сложения новой системы западноевропейской художественной культуры.
2. Каковы основные черты новой системы западноевропейской художественной культуры.
3. Что такое барроко?
4. Что такое классицизм?
5. Назовите по три выдающихся представителя искусства стран Западной Европы XVII в. (Голандия, Фландрия, Франция, Испания, Италия, Англия)
Контрольная работа № 13
по теме «Искусство XVIII века»

1. Назовите исторические предпосылки, оказавшие существенное влияние на развитие искусства XVIII в.
2. Назовите теоретиков искусства века Просвещения.
3. Что такое рококо?
4. Что такое романтизм?
5. Назовите по три выдающихся представителя искусства стран Западной Европы XVIII в. (Франция, Испания, Италия, Англия).
Контрольная работа № 14
по теме «Искусство XIX века»

1. Что такое реализм в искусстве? Назовите основных представителей.
2. Как трансформировался классицизм в искусстве XIX века (в архитектуре, скульптуре, изобразительном искусстве)?
3. Что такое импрессионизм? Назовите его характерные черты.
4. Что такое декаданс?
5. Что такое модерн? Назовите основных представителей (в архитектуре, в изобразительном искусстве).

Контрольная работа № 15
по теме «Искусство XX века»

1. Назовите основные направления модерна в искусстве XX в.
2. Что такое сюрреализм?
3. Что такое кубизм?
4. Каковы особенности развития архитектуры начала – середины XX в?
5. Как называется искусство второй половины XX в.? Назовите основные направления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ильина Т.В. История искусств // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/09/php
Э2 Художественные стили в Западной Европе и России: Электронный учебник по дисциплине: "Культурология" // URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=14
Э3 Словарь терминов изобразительного искусства. Художники, скульпторы, архитекторы // URL: http://art.has.it/
Э4 Словарь архитектурных терминов // URL: http://www.archi.ru/terms/index.htm
Э5 World-art // URL: http://www.world-art.ru
Э6 Библиотека с биографиями мастеров искусств // URL: http://biography.artyx.ru/
Э7 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ // URL: http://bibliotekar.ru/Iskusstva.htm
Э8 Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // URL: http://bibliotekar.ru/zh-OsnovyIstorii/index.htm
Э9 ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции // URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
Э10 Энциклопедия искусства // URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Э11 История зарубежного искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.