МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колониализм и трансформация политических систем стран Востока
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Спец. по УМР, Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Колониализм и трансформация политических систем стран Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 41.03.04 - Политология, квалификация – Политолог, утвержденный Министерством образования 7августа 2014 г., Номер государственной регистрации 939. для очной формы обучения

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Зав. каф., д.полит.н. Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Зав. каф., д.полит.н. Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является:
формирование у студентов научных знаний о специфике традиционного восточного общества, своеобразии отношений между ним и государством, особенностях менталитета восточных народов,
иизучение содержания политических процессов в данном регионе мира в эпоху колониальной экспансии западных стран на Восток,
рассмотрение протекания процессов модернизации и ломки традиционных структур под воздействием внешнего цивилизационного фактора,
прослеживание становления колониальной системы, ее значения в мировой политике нового времени и ее последстввий в современный период,
исследование роли и значения колониального фактора в этногенезе и становлении государственности народов Востока.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-2: владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности развития стран Востока в Новое и Новейшее время;
особенности правовой и политической системы традиционного восточного общества;
особенности использования методов исторической науки при анализе документов по истории стран Востока;
основные концепции в изучении проблем колониализма стран Востока;
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять этапы колониализма западных стран на Восток;
использовать знание вектора развития стран Востока в разные периоды исторического процесса;
выделять основные тенденции и закономерности развития стран Востока в Новое и Новейшее время;
уметь анализировать важнейшие события в процессе распада колониальной системы на основе научной методологии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приёмами анализа и характеристики исторического процесса в странах Востока;
приёмами критического и самостоятельного мышления в отношении политико-исторического процесса;
навыками использования в процессе научно-исследовательской работы методик историко-сравнительного анализа;
навыками сбора и анализа материала по проблемам колониализма;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционные цивилизации Востока и их роль в истории
1.1. Цивилизационный и формационный подход в истории. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Цивилизационный подход в истории: основные положения. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Цивилизации востока Средних веков и Нового времени. Сам. работа 3 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени
2.1. Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Восточный деспотизм как форма государства. Типы государственного устройства на Востоке. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Восточный деспотизм как форма государства. Типы государственного устройства на Востоке. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Колониальная экспансия м начало модернизации стран Востока
3.1. Великие географические открытия в Азии. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Европейский колониализм эпохи промышленного переворота и развитие мировой экономической системы. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Кризис традиционного общественного строя и начало модернизации восточных обществ. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Вопрос выбора между западным и собственным путями развития. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Развитиый колониализм в странах Востока 17-19 вв.
4.1. Складывание мирой колониальной системы. "Новые" и "старые" колониальные империи. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Складывание мирой колониальной системы. "Новые" и "старые" колониальные империи. Сам. работа 3 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Португальские владения в Азии. Сам. работа 3 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.4. Ост-Индская компания и английская колониальная политика в Индии. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.5. Ослабление Китая и превращение его в полуколонию Европейских держав. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.6. Упадок Османской Империи и потеря периферийных владений. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.7. Традиционные государства северной Африки и Ближнего востока: Египет, Персия, Эфиопия, Афганистан. Сам. работа 3 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.8. Традиционные государства Индокитая. Сам. работа 3 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.9. Последствия колониальной экспансии для стран Востока. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Национально-освободительные движения и попытки альтернативной модернизации стран Востока
5.1. Колониальные войны в Азии и Африке. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Политика изолящионизма как ответ на колониальное давление. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Упадок Турции. Реформы «низам-и джедит» и "танзимат". "Новые Османы" Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.4. Антикоолониальная борьба в Индии. Держава маратхов. Сикхизм. Сипайское восстание. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.5. Китай и политика "Самоусиления". Движения Тайпинов и Ихэтуэней. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.6. Японский вариант модернизации. "Мэйдзи Исин" - реставрация и революция. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.7. Попытки модернизации в Персии и Египте. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Колонии и сферы влияния "Великих держав" к началу ХХ в. Борьба за передел колониальных владений.
6.1. Колониальный раздел мира к началу ХХ в. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.2. Колонии, полуколонии и сферы влияния "Великих держав" Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.3. Вопрос передела колониальных владений как одна из причин 1-й Мировой войны. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 7. Трансформация колониальной системы в период между мировыми войнами. Борьба за независимость в странах востока.
7.1. Передел колоний "Центральных держав". Система мандатов. Роль Лиги Наций. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
7.2. Национально-освободительное движение Индии. Индийский Национальный Конгресс. Кампании ненасильственного сопротивления. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
7.3. Китай в период между Мировыми войнами. Гоминьдан, КПК и китайские квазигосударства. Манчжурия и Корея под властью Японии. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Распад колониальной системы восле 2 мировой войны. Основные проблемы освободившихся стран.
8.1. Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.2. Освобождение Индии. Пакистан и страны Индокитая. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.3. Деколонизация африканского континента. "Год Африки" Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.4. Последствия политики колониализма в современном мире. Сам. работа 3 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 https://biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1
Л1.2 Нефедов С. А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока : М.: Издательский дом «Территория будущего» // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85012/, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 1. : М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2004
Л2.2 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 2. : М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2005
Л2.3 Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. История Востока. Восток в новейшее время (1914 – 1945 гг.). Том 5. : М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www?library.ru
Э2 Электронная бибилиотека Максима Мошкова www.lib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ЭБС "Юрайт", ЭБС Университетская библиотека online, http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Колониализм и трансформация политических систем стран Востока» проходят в форме лекций и практических занятий. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Во время лекций студенту предлагается небольшой объем информации об основаниях системы местного самоуправления и современных тенденциях его развития . Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на поставленные вопросы.

Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Важно обратить внимание на такие темы, раскрывающие закономерности трансформации политических систем и перехода от традиционного типа развития к современному, позволяющие проследить динамику политичесского процесса в изучаемом регионе и соотнести такие категории политического анализа как политический процесс, политические изменения, политическое развитие, прогресс, политическая модернизация, демократизация, глобализация, выявить их содержание и смысл. Значимым представляется изучение процесса формирования теории политической модернизации как оформление инструментария для исследования процессов в переходных обществах. Особое внимание следует обратить на анализ факторов эффективности политического реформирования общества, определить результаты основных этапов политической модернизации в странах Востока.

Следующим видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.

Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.

Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и исторические материалы по различным аспектам политического процесса в традиционных странах, документальные источники исследуемых эпох, теоретические изыскания, призванные раскрыть причины, процессы и последствия столкновения цивилизаций, а также значение их для современной политической системы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, электронные архивы, базы журнальных статей, электронные версии журналов.