МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предметные области исследования медиасферы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 12 12 48 48 60 60
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Предметные области исследования медиасферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся в аспирантуре представлений о системе предметных областей исследования медиасферы, особенностях исследовательских подходов и используемых методов, междисциплинарных возможностей исследования СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению СМИ в различных науках гуманитарного и социально-экономического циклов;
базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов СМИ;
представлять специфику применяемых методов (из РПД МГУ «Подходы и методы в исследованиях СМИ»).
3.2.Уметь:
3.2.1.выбрать подход и методы для собственного исследования в журналистике в соответствии с его целью и задачами, особенностями объекта и предмета изучения (там же).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к критическому анализу имеющихся исследовательских подходов в различных научных дисциплинах, их возможностей;
навыками использования полученных знаний в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Современное состояние отечественных исследований в области журналистики и медиа Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Современное состояние отечественных исследований в области журналистики и медиа Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Журналистская картина мира и социальная ответственность СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.4. СМИ в контексте политики и общественной сферы Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Политэкономия медиа и медиаэкономика Практические 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Эффекты СМИ и медиатизация Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Эффекты СМИ и медиатизация Практические 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Сам. работа 3 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 2.
2.1. Подходы к осмыслению цифровых медиа Лекции 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.2. Подходы к осмыслению цифровых медиа Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.3. Массмедийная коммуникация и функции основных имеджеформирующих компонентов современной редакции Лекции 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.4. Массмедийная коммуникация и функции основных имеджеформирующих компонентов современной редакции Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.5. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.6. Реклама в СМИ Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.7. Гражданская журналистика как один из аспектов журналистских исследований Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.8. Проблемы свободы прессы и ее реализации Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
2.9. Сам. работа 4 48 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л1.2 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457334
Л1.3 Цыпин, Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/445665
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. С. Балмаева Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам Екатеринбург: Гуманит. ун-т; Екатеринбург: Кабинет ученый, 2011
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.3 Индивидуальность педагога Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437334
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» http://www.mediascope.ru
Э2 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций https://silamedialab.ru/offline/mediamanager
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403Д 403Д 403Д
414аД 414аД 414аД

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспирантов.
Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.