МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клинико-психологическое обеспечение служебной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., должность, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клинико-психологическое обеспечение служебной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование идеологических, правовых и этических представлений, логики реализации законодательных актов и постановлений в непосредственной деятельности клинического психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-7: готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
Декларацию прав и свобод человека
3.2.Уметь:
3.2.1.применить на практике логику разъяснения норм правового обеспечения в работе психолога;
анализировать и действовать в соответствии с нормативными актами в разных профессионально значимых ситуациях: взаимодействие с клиентом, родственниками больного, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами и другими службами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками систематизации информации, направленной на рассмотрение в поле зрения психолога;
соблюдать законы и правила профессиональной этики и деонтологии профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ законов и нормативных актов Российской Федерации в обеспечении профессиональной деятельности клинического психолога
1.1. Этика и деонтология в работе психолога Лекции 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Модели формирования современной деонтологии в профессиональной деятельности психолога Лекции 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Этические стандарты психолога Лекции 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ морально-этических принципов профессионального кодекса психолога Лабораторные 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы и возможности принятия законопроекта "О психотерапевтической деятельности клинического психолога" Лабораторные 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании": возможности и особенности, регламентирующие деятельность клинического психолога Лабораторные 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Структурирование границ нормативной, правовой и этической границ профессиональной деятельности клинического психолога
2.1. Должностные инструкции и требования к рабочему месту психолога Лекции 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные принципы работы практического психолога Лабораторные 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Повышение квалификации и аттестация психологов: нормативная база, условия и требования Лекции 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Повышение квалификации и аттестация психологов: нормативная база, условия и требования Лабораторные 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Решение практических задач, составление психологического эссе Сам. работа 9 20 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практические аспекты в профессиональных ситуациях общения клинического психолога
3.1. Особенности взаимодействия психолога и коллег в его окружении Лекции 9 4 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Формирование коммуникативной компетентности. Профессиональная адаптация врача Лабораторные 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Факторы, влияющие на взаимоотношение врача и психолога Лабораторные 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Решение профессиональных ситуаций: общение психолога и клиента, психолога с родственниками клиента, психолога и его коллег Лабораторные 9 2 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.5. Решение практических задач, составление психологического эссе Сам. работа 9 19 ОК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету
1. Перечислите основные законы и нормативные акты Российской Федерации в обеспечении профессиональной деятельности психолога.
2. В чем психологический смысл закона о психиатрической помощи и гарантии прав граждан Российской Федерации.
3. Проанализируйте документ – Декларация прав и свобод человека.
4. Сформулируйте определение «деонтология».
5. Как вы понимаете, что такое «Основы трудового законодательства»?
6. Что означают правила внутреннего трудового распорядка?
7. Как вы считаете, что такое правила по охране труда и пожарной безопасности?
8. Определите, что такое этика и идеология в работе психолога.
9. Перечислите модели формирования современной деонтологии в профессиональной деятельности психолога.
10. Сопоставьте модели формирования современной деонтологии в профессиональной деятельности психолога - Модель Гиппократа (принцип «не навреди») и Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
11. Сопоставьте модели формирования современной деонтологии в профессиональной деятельности психолога - Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга») и Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
12. В чем смысл документа - Универсальная Декларация этических принципов психологов?
13. Перечислите этические принципы профессиональной деятельности.
14. В чем проявляется компетентная забота о благополучии личностей и людей.
15. Что значит «честность психолога».
16. Объясните профессиональную и научную ответственность перед обществом.
17. В чем нормативные и правовые границы профессиональной деятельности психолога.
18. Поясните эффекты профессионального общения в работе психолога.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" https://biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6805
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.