МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психодиагностика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 56
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 42 42 70 70
Сам. работа 17 17 39 39 56 56
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является:
Теоретическое и практическое знакомство с методами, используемыми в практике клинического психолога
задачи курса:
1. Получение студентами знаний о методологии использования тестов и методик в клинической психологии.
2. Формирование навыков применения клиникопсихологических методов в работе психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Иметь представление о существующих методах и методиках сбора информации о симптомах пациента
- Знать о способах анализа данных и результатов клиникопсихологического исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь оценить психологическое состояние пациента на основании использования клиникопсихологических методик и методов
- Уметь написать заключение на основе данных применения клиникопсихологических методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть средствами составления отчета по результатам клиникопсихологического исследования
- Владеть способами оценки психологического состояния пациента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов сбора данных в психологическом исследовании.
1.1. Общая система методов исследования психологии. Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании. Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Формулировка атрибутов научного исследования Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Методики клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Методики клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Методики клиникопсихологического исследования Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании.
2.1. Общая характеристика метода наблюдения Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Клинический метод в работе психолога Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Составление клиникопсихологического отчета
3.1. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методики исследования эмоциональных состояний Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Методики исследования когнитивных способностей Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Составление отчета по результатам проведения клиникопсихологического обследования Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Метод изучение алекситимии Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Планирование клиникопсихологического исследования Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Методики исследования эмоциональных состояний Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Методы изучения тревожности Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Методики исследования когнитивных способностей Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Методы изучения аффективных реакций и симптоматики Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.12. Метод изучение алекситимии Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Методы изучения тревожности Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Методы изучения аффективных реакций и симптоматики Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Экзамен Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Какие методы клиникопсихологического исследования вам известны?
2. Сформулируйте смысл качественных и количественных методов клиникопсихологического исследования.
3. Какие способы формулировки атрибутов научного исследования вам известны?
4. Какие способы формулировки гипотез клиникопсихологического исследования вам известны?
5. Каково предназначение методов наблюдения в клиникопсихологическом исследовании?
6. Какие методы исследования эмоциональных состояний вам известны?
7. Какие методы изучения когнитивных способностей вам известны?
8. Что такое алекситимия?
9. Какие методы изучения и оценки алекситимического статуса вам известны?
10. Какие методики изучения тревожных состояний вам известны?
11. Какие методики изучения депрессивных состояний вам известны?
12. Какие личностные опросники вам известны?
13. Какие типы измерительных шкал в психологическом исследовании вам известны?
14. Объясните понятие выборки в психологическом исследовании.
15. Как вы понимаете понятие репрезентативность выборки исследования?
16. Назовите предпосылки возникновения психодиагностической науки.
17. В каком диагностическом направлении считалось возможным изучать индивидуальные особеннсоти по форме черепа?
18. Сформулируйте вклад Дж. Кеттела в развитие психодиагностики.
19. На измерение чего направлена шкала Бине - симона?
20. Объясните причины, по которым в 40 х годах 20 го века стала понятной недостаточность сугубо умственных, интеллектуальных тестов для индивидуальной диагностики.
21. Объясните предназначение проективных методик в психологической практике.
22. Объясните понятие тестовой надежности
23. Объясните понятие тестовой валидности.
24. Объясните понятие ретестовой надежности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DE53BB6D-1516-4F6B-AF4D-5DCEB0621E00
Л1.2 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6ECD86C7-C6F6-4BBB-BB8D-89ADF5F927B4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Янова Психодиагностика [Электронный ресурс]: (учеб. прогр. и метод. рекомендации) АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4188
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Клиническая психодиагностика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5113
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office
2. Acrobat Reader
3. Microsoft Windows
4. 7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках дисциплины «Клиническая психодиагностика» на практические занятия выносятся следующие темы:
Создание интерфейса психологического тесте/ методики с помощью сервиса google forms;
Создание ключевого файла в Excel книге для обработки данных психологической методики;
Поиск и освоение написания макросов в Excel книге для автоматизации обработки результатов методики;
Интерпретация результатов психологической методики;
Знакомство с методиками оценки клинико-психологической симптоматики;
Знакомство с личностными методиками и опросниками;
Освоение способов анализа и интерпретации данных личностных опросников;
Знакомство с диагностическими методиками оценки аффективных состояний
Знакомство с диагностическими методиками оценки тревожных состояний

Практическая работа студентов по курсу «Клиническая психодиагностика» на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу существующих методов, методик диагностики, применяемых в практической и исследовательской работе психолога. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект создания интерфейсов психологических методик, индивидуально проходить методики, анализировать результаты и сохранять в групповой сводной таблице данных.
В случае пропуска занятий студент может сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

При подготовке к прохождению практической части экзамена студентам рекомендуется качественно и осмысленно разобраться с выполнением психологических практических работ – осуществление, анализ, интерпретация и составление психологических выводов по методикам, изучаемым в ходе курса. При возникновении вопросов, их необходимо своевременно задавать на практических занятиях по соответствующей теме, или на индивидуальной консультации с преподавателем. На экзамене студентам будут предложены практические задания по результатам методик с конкретным индивидуальным заданием для решения в аудитории.

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.