МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 19 44 19
Итого 72 47 72 47

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие
медиакоммуникационных
систем на глобальном, национальном и
региональном уровнях; отечественные и зарубежные кодексы; международные нормативные документы, а также международные документы общего характера, имеющие отношение к профессионально-этическому аспекту журналистики; тенденции в их применении и модификации.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом этических требований, совершенствовать и углублять знания в области нормативной профессиональной этики журналистики, анализировать и сравнивать основные нормы российских и западных журналистских кодексов; адаптировать к текущей ситуации, выявлять основные тенденции в данной области, формировать целостное видение профессионально-этических проблем журналистики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками творческого применения профессиональных этических принципов в журналистской деятельности, осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы и этических принципов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений
1.1. Понятие морали. Отличие морали от права и других социальных регулятивов. Этика как наука о морали; возникновение этики; ее фундаментальные проблемы. Наиболее распространенные интерпретации морали. Основные функции морали: социальная, коммуникативная, психологическая, духовная Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Этические аспекты функционирования журналистики как социального института. Основные модели социальной роли журналистики Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовить доклад по одной из выбранных этических концепций: ·1 представление о морали, его генезис, ·2 сравнение с современными представлениями Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Найти сайт Союза журналистов России, страницу Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Изучить работу Коллегии (не менее 6 ситуаций). Выбрать из рассмотренных от одной до 3-х рассматриваемых Коллегией ситуаций и проанализировать: · Типичность данного профессионально-этического конфликта. Обосновать свою позицию и привести свои примеры. · Оценка решения Коллегии. Дать собственный комментарий. Сам. работа 3 8 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. 2. Принципы и нормы журналистской этики
2.1. Профессионально-нравственные отношения: отношение к профессии. Основные принципы журналистской этики. Принцип свободы и независимости СМИ. Этические интерпретации свободы в целом и свободы получения и распространения информации Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Принцип объективности и полноты информации, его обоснование. ответственность за клевету и диффамацию. Требование невмешательства СМИ в частную жизнь как этическая и правовая норма. Реализация принципа гуманизма в журналистской этике: участие журналиста в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии, содействие разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные нормы журналистской этики. Группы норм «журналист – редакция», «журналист – аудитория», «журналист – источник информации». Проблемы языковой культуры и языковые нормы. Этический аспект языкового поведения журналиста. Литературная норма и контекстуальность; необходимость целостной этической оценки медиатекста Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовить доклад на тему: международные журналистские организации, занимающиеся, в том числе, профессионально-этическими проблемами: ·1 Краткая история организации ·2 Направления работы ·3 Профессионально-этические принципы ·4 Основные результаты деятельности Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Проанализировать газетную публикацию (теле- или радиопередачу) на «острую» тему и дать ей оценку с позиции профессиональной этики, то есть ответить на вопросы: ·1 насколько автором материала соблюдены конкретные этические требования (стиль, язык, взвешенность оценок и пр. ·2 насколько обозначена и аргументирована авторская оценка проблемы. Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Подготовить реферат на одну из предложенных тем Сам. работа 3 4 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. 3. Традиционные и новые моральные проблемы профессии журналиста
3.1. Основные моральные проблемы журналистики. Проблема корпоративной культуры. Корпоративная культура в России и в западных странах. Общественные организации, защищающие права журналистов. Проблема «гонки за сенсациями», ее последствия. Проблема вмешательства в частную жизнь. Негативные последствия, связанные с усилен ем данных тенденций. Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Различные этические подходы к понятию толерантности; проблемы, связанные с его противоречивыми интерпретациями. Применение принципа толерантности в журналистике; необходимость комплексного анализа сложных социальных проблем и их взвешенных оценок. Роль СМИ в достижении социальной толерантности. Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовить доклад на тему: виды советов СМИ в одной из выбранных стран: ·5 Краткая история создания совета ·6 Профессионально-этические принципы (кодексы) ·7 Примеры деятельности, вынесенные решения Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовить доклад на тему: сравнительный анализ одного из международных и одного из российских профессионально-этических кодексов Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. 4. Саморегулирование журналистского сообщества
4.1. Этическое регулирование деятельности СМИ в отдельных статьях и положениях международных документов общего характера: Хартия прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация ЮНЕСКО . Лекции 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Проанализировать выбранную телевизионную дискуссию на предмет использования манипулятивных (некорректных) приемов. Практические 3 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в инф. обществе» (см. Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы). Выделить основные обсуждаемые проблемы, дать оценку предлагаемым путям их решения. Сам. работа 3 7 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=493
Оценка сформированности компетенции ОПК 5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования.
Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Что изучает этика?
а) мораль, нравственность
б) традиции, обычаи
в) социальные проблемы общества
Ответ: а

Вопрос 2. Структура морали включает :
а) нравственные ценности, идеалы, убеждения
б) правовые знания
в) религиозные обряды
Ответ: а

Вопрос 3. Отметьте черты, свойственные нормам морали:
а) однозначно и строго зафиксированы в юридических документах
б) поддерживаются силой общественного мнения или личных убеждений индивида
в) их исполнение обеспечивается мерами принуждения со стороны государства
Ответ: б

Вопрос 4. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

Вопрос 5. Профессиональная этика журналистики начинает складываться:
а) в период становления журналистики как социального института
б) с самого начала (в период формирования пра-журналистики)
в) в 21 веке
Ответ: а

Вопрос 6. Журналистику называют «четвертой властью»
а) совершенно справедливо, так как она непосредственно включена в процессы управления в обществе
б) лишь метафорически
в) отчасти справедливо, так как она является промежуточным звеном между обществом и властью и, следовательно, вовлечена в процессы управления
Ответ: в

Вопрос 7. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому СМИ всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы СМИ, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ:в

Вопрос 8. Наиболее значимой функцией СМИ является:
а) развлекательная
б) информационная
в) культурологическая
Ответ: б

Вопрос 9. Кодексы профессиональной этики:
а) позволяют сообществу глубже осознать свою профессию, ее значение в социуме и связанную с ней меру ответственности
б) позволяют вышестоящим органам надежнее контролировать деятельность журналистского сообщества
в) предоставляют журналисту четкие и однозначные правила поведения в конкретных ситуациях
Ответ: а

Вопрос 10. Профессионально-этические нормы, зафиксированные в Кодексах:
а) на практике ограничивают свободу СМИ и по сути противоречат ей
б) не противоречат свободе СМИ, понимаемой в моральном смысле как неразрывной с ответственностью
в) ограничивают свободу СМИ, что является неизбежным отступлением от идеала
Ответ: б

Вопрос 11. Профессионально-этическая регламентация журналистской деятельности предполагает:
а) введение дополнительных нормативно-правовых актов
б) разработку этического кодекса
в) разработку и введение должностных инструкций.
Ответ: б

Вопрос 12. К профессионально-нравственным представлениям журналистской этики относятся
а) категории
б) инструкции
в) предписания
Ответ: а

Вопрос 13. Наиболее общим требованием профессионально-этических кодексов журналистики является:
а) объективность и достоверность информации
б) право на ответ
в) запрет на участие журналиста в работе государственных органов
Ответ: а

Вопрос 14. Какой вид ответственности свойствен журналистской профессии:
а) этическая ответственность
б) техническая ответственность
в) международная ответственность
Ответ: а

Вопрос 15. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. Дисциплина, которая изучает моральные отношения в сфере журналистики, называется «__________»
Ответ: профессиональная этика журналиста

2. Автор высказывания: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть» - ____________.
Ответ: Шарль Монтескье

3. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
Ответ: Категория справедливости

4. Как назывались первые общественные структуры, созданные для осуществления этического контроля в сфере журналистики?
Ответ: Советы прессы.

5. Как называлась первая структура в нашей стране, занимающаяся этическим контролем в сфере журналистики? Когда она была создана и каков был ее официальный статус?
Ответ: Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Она была создана Указом Президента РФ в 1993 г.

6. В связи с чем появились первые Советы прессы?
Ответ: В связи с распространением «желтой прессы» и желанием профессиональных журналистов сформировать стандарты профессии

7. В «Международных принципах журналистской этики» Принцип II гласит: «В журналистике информация понимается как__________, а не как предмет потребления.
Ответ: общественное благо

8. Как назывался доклад, который был подготовлен в США под руководством Роберта М. Хатчинса в 1947 году?
Ответ: «Свободная и ответственная пресса»

9. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется _____________________
Ответ: фактчекинг

10. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

11. Кто, когда и в связи с чем написал статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии»?
Ответ: М.В. Ломоносов в 18 веке в связи с ошибками при напечатании его собственной статьи в лейпцигском журнале.

12. Когда и в рамках какой организации в нашей стране был создан первый Совет по профессиональной этике и праву?
Ответ: В 1988 году в рамках Союза журналистов СССР

13.Что означает термин «нетикет»?
Ответ: это термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

14. ___________.- это качество личности, принимающей на себя социальные обязательства в соответствии со своим местом в системе общественных отношений
Ответ: ответственность

15. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве

16. Защита от диффамации и клеветы это не только этическая, но и __________ норма.
Ответ: правовая

17. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

18. Свод правил и норм, принятых тем или иным журналистским сообществом и регулирующий профессиональное поведение – это ______________
Ответ: профессионально-этический кодекс

19. Когда и кем была принята «Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» ?
Ответ: Декларация была принята в 1978 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии .

20. Как назывался основной международный профессионально-этический документ в сфере журналистики? Когда и где он был принят?
Ответ: «Международные принципы журналистской этики», принят в 1983 году на Четвертой консультативной встрече журналистов в 1983 году в Париже и Праге.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какое место занимает профессиональная мораль в системе моральных отношений?
2. Назовите задачи профессиональной этики как дисциплины.
3. Перечислите принципы и нормы профессиональной морали, их отличие.
4. Раскройте суть принципа свободы/независимости СМИ. Три модели его реализации
5. Охарактеризуйте коммунитаристскую модель журналистики.
6. Раскройте суть принципа объективности/полноты информации в работе СМИ.
7. Раскройте суть принципа защиты прав личности и связанные с ним проблемы.
8. Раскройте суть принципа гуманизма, его отражение в международных документах.
9. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношения в редакционном коллективе.
10. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – источник информации»
11. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – герой публикации»
12. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте языковые профессионально-этические нормы
13. Назовите и кратко охарактеризуйте три модели социальной миссии журналистики, их социально-этические аспекты
14. Каковы основные этапы формирования профессионально-этических кодексов журналистики?
15. Когда и кем были приняты «Международные принципы журналистской этики?
16. Как происходила кодификация норм журналистской этики в России? Назовите основные кодексы.
17. Что такое советы СМИ, каковы их функции?
18. Когда и как работало Большое Жюри при СЖ РФ?
19. Охарактеризуйте проблему отношений «СМИ – власть» с этических позиций.
20. Что такое «нэтикет», каковы факторы его успешности или неуспешности?
21. Охарактеризуйте понятие «постправды». В чем опасность такого состояния дел?
22. Охарактеризуйте работу Общественной коллегии по жалобам на прессу.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию с профессионально-этических позиций, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
2. Приведите пример саморегулирования журналистики в одной из стран (по выбору)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие ООО ИПК "Университет", 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
Л1.2 Сидоров В.А. Политическая культура журналиста : учеб. пособие Петрополис, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л2.2 Е. П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике : учебное пособие Аспект Пресс, 2012
Л2.3 Букреев, С.В. Вопросы профессиональной этики в работе журналиста : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140928
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) этики и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации профессионально-этических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.