Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 9 | 9 | 9 | 9 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целью освоения дисциплины «Клиническая психология в геронтологии» является ознакомление студентов с современными представлениями о психологических закономерностях и мозговых механизмах нормального и патологического старения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-5 | способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития |
ПСК-3.6 | способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | существующие в настоящее время теории старения, основные психофизические и психологические закономерности этого процесса, варианты клинико-психологических синдромов старения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать клинико-психологические подходы в комплексных геронтологических исследованиях, уровни и механизмы саморегуляции и опосредования психической деятельности; выявлять психологические факторы, определяющие специфику возраста инволюции как особого периода онтогенеза, нейропсихологические синдромы, характерные для нормального старения и деменций позднего возраста. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами диагностики психических функций и личности при нормальном и патологическом старении. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика процесса старения. | ||||||
1.1. | Возраст инволюции и его периодизация | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Старение как проблема возрастной и клинической психологии | Практические | 10 | 6 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Нормальное (физиологическое) старение. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С.Выготского. | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Гетерохронность, гетеротопность и гетеродинамичность психического старения (Н.Ф. Шахматов). | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Проблема психосоматического единства в возрасте инволюции. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Нормальное (физиологическое) старение. | ||||||
2.1. | Психологические параметры и детерминанты нормального старения. | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Возрастные аффективные реакции | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Нейропсихология нормального (физиологического) старения | Лекции | 10 | 2 | ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения. | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Особенности геронтонейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов | Лекции | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь. Соотношение сохранных и нарушенных звеньев, особенности опосредствования и компенсаторных стратегий. | Сам. работа | 10 | 1 | ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Нейропсихологический подход к изучению деменций позднего возраста. | ||||||
3.1. | Общая характеристика деменций позднего возраста. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Нейропсихологическая типология деменций позднего возраста | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Нарушения ВПФ при болезни Альцгеймера и вовлечение в патологический процесс I и II функциональных блоков мозга. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Ведущая роль субкортикальных дисфункций в формировании расстройств ВПФ при сосудистой деменции. | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Деменции позднего возраста как клиническая модель для развития представлений А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ и их прогрессивной латерализации. | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Основные подходы к лечению деменций позднего возраста и возможные пути психологической поддержки больных | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Сочетанная дисфункция III и I функциональных блоков мозга и нейропсихологические синдромы при сенильной деменции. | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Перспективы развития патопсихологических и психосоматических исследований возраста инволюции. | ||||||
4.1. | Клинико-психологический подход к психопатологии позднего возраста. | Практические | 10 | 2 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Психическое старение и соматические заболевания | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Внутренняя картина болезни (ВКБ), особенности ее формирования и динамики в позднем возрасте | Сам. работа | 10 | 1 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Преморбидные личностные и когнитивные особенности больного и их роль в регуляторно-адаптационных процессах, направленных на поддержание жизнедеятельности при соматических болезнях в позднем возрасте. | Сам. работа | 10 | 0 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Проблема «качества жизни» пожилого больного. | Сам. работа | 10 | 0 | ПК-5, ПСК-3.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Экзамен | Экзамен | 10 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Общая характеристика процесса старения. 2. Старение как системный процесс. Различные уровни старения: биохимический, молекулярный, соматический, нейрональный, нейрофизиологический, психофизиологический, психологический. 3. Регуляторно-адаптационная концепция старения (В.В. Фролькис). 4. Поздний возраст как особый этап онтогенеза. Понимание психического старения в контексте концепции социальной ситуации развития Л.С. Выготского. 5. Основные понятия: геронтология, гериатрия, геронтопсихология. 6. Половые различия в психическом старении. 7. Ведущие причины старения человека. 8. Основные факторы старения. 9. Ведущие направления развития психологической работы с пожилыми людьми. 10. Теории старения (эндокринная, имунная, теория свободных радикалов). 11. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга как структурно-функциональная модель в понимании мозговых механизмов старения. 12. Особенности геронто- нейропсихологической диагностики. Ведущая роль дисфункции I блока мозга в формировании нейропсихологических «возрастных» симптомов. 13. Различные уровни нарушений фактора пространственного анализа и синтеза в процессе нормального старения. 14. Особенности функционирования Ш блока мозга в динамике развития нейропсихологических симптомов на различных стадиях возраста инволюции.: память, внимание, гнозис, праксис, мышление. 15. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при старении. Типология нейропсихологических синдромов нормального старения. Высшие психические функции (ВПФ) при нормальном старении речь. 16. Анализ методик экспресс диагностики для лиц старшей возрастной группы. 17. Адаптационно-регуляторная концепция старения В.В. Фролькиса в клинико-психологических исследованиях. 18. Варианты нормального старения: различия, обусловленные культурной средой. 19. Психология старости и старения в художественной литературе. 20. Нейропсихологическая типология деменций. 21. Психопатология позднего возраста в работах Э.Я. Штернеберга и Н.Ф. Шахматова. 22. Социально-демографическая ситуация в современном мире и задачи геронтопсихологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Басов Н. Ф. | Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Абдрахманова З. Р. | Геронтология: Учебная литература для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Литвинова Н. А., Толочко Т. А. | Геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |