МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 19 44 19
Итого 72 47 72 47

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные аспекты профессиональной этики журналиста, включая базовые принципы и нормы; отечественные и зарубежные кодексы; международные нормативные документы, а также международные документы общего характера, имеющие отношение к профессионально-этическому аспекту журналистики; глобальные и локальные тенденции в их применении и модификации: правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникновению конфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.совершенствовать и углублять знания в области нормативной профессиональной этики журналистики, анализировать и сравнивать основные нормы российских и западных журналистских кодексов; адаптировать к текущей ситуации, выявлять основные тенденции в данной области, формировать целостное видение профессионально-этических проблем журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения базовых норм журналистской этики в профессиональной деятельности; сравнительного анализа российских и зарубежных кодексов для выбора наиболее адекватных форм профессионально-нравственного поведения; технологиями поиска информации на данную тему, навыками совместной работы в журналистском коллективе, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений
1.1. Понятие морали. Отличие морали от права и других социальных регулятивов. Этика как наука о морали; возникновение этики; ее фундаментальные проблемы. Наиболее распространенные интерпретации морали. Основные функции морали: социальная, коммуникативная, психологическая, духовная Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Этические аспекты функционирования журналистики как социального института. Основные модели социальной роли журналистики Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Подготовить доклад по одной из выбранных этических концепций: ·1 представление о морали, его генезис, ·2 сравнение с современными представлениями Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Найти сайт Союза журналистов России, страницу Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Изучить работу Коллегии (не менее 6 ситуаций). Выбрать из рассмотренных от одной до 3-х рассматриваемых Коллегией ситуаций и проанализировать: · Типичность данного профессионально-этического конфликта. Обосновать свою позицию и привести свои примеры. · Оценка решения Коллегии. Дать собственный комментарий. Сам. работа 3 4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. 2. Принципы и нормы журналистской этики
2.1. Профессионально-нравственные отношения: отношение к профессии. Основные принципы журналистской этики. Принцип свободы и независимости СМИ. Этические интерпретации свободы в целом и свободы получения и распространения информации Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Основные нормы журналистской этики. Группы норм «журналист – редакция», «журналист – аудитория», «журналист – источник информации». Проблемы языковой культуры и языковые нормы. Этический аспект языкового поведения журналиста. Литературная норма и контекстуальность; необходимость целостной этической оценки медиатекста Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.3. Подготовить доклад на тему: международные журналистские организации, занимающиеся, в том числе, профессионально-этическими проблемами: ·1 Краткая история организации ·2 Направления работы ·3 Профессионально-этические принципы ·4 Основные результаты деятельности Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.4. Проанализировать газетную публикацию (теле- или радиопередачу) на «острую» тему и дать ей оценку с позиции профессиональной этики, то есть ответить на вопросы: ·1 насколько автором материала соблюдены конкретные этические требования (стиль, язык, взвешенность оценок и пр. ·2 насколько обозначена и аргументирована авторская оценка проблемы. Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.5. Подготовить реферат на одну из предложенных тем Сам. работа 3 3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. 3. Традиционные и новые моральные проблемы профессии журналиста
3.1. Основные моральные проблемы журналистики. Проблема корпоративной культуры. Корпоративная культура в России и в западных странах. Общественные организации, защищающие права журналистов. Проблема «гонки за сенсациями», ее последствия. Проблема вмешательства в частную жизнь. Негативные последствия, связанные с усилен ем данных тенденций. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Новые проблемы журналистской этики. Гипертрофия товарных отношений в сфере журналистики; дилемма: журналистский продукт – «товар» или «социальное благо». Социально-этические проблемы, связанные с доминированием товарно-рыночных отношений в сфере СМИ. Конфликт между экономическими интересами и правом на свободу информации. Этические и правовые проблемы Интернета; «нэтикет» Сложности международного профессионально-этического регулирования СМИ Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Подготовить доклад на тему: виды советов СМИ в одной из выбранных стран: ·5 Краткая история создания совета ·6 Профессионально-этические принципы (кодексы) ·7 Примеры деятельности, вынесенные решения Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Подготовить доклад на тему: сравнительный анализ одного из международных и одного из российских профессионально-этических кодексов Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. 4. Саморегулирование журналистского сообщества
4.1. Саморегулирование журналистского сообщества, его основные формы. История формирования механизмов саморегулирования. Профессионально-этические кодексы, их возникновение. Развитие и специфика процесса кодификации. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.2. Этическое регулирование деятельности СМИ в отдельных статьях и положениях международных документов общего характера: Хартия прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация ЮНЕСКО . Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.3. Проанализировать выбранную телевизионную дискуссию на предмет использования манипулятивных (некорректных) приемов. Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.4. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в инф. обществе» (см. Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы). Выделить основные обсуждаемые проблемы, дать оценку предлагаемым путям их решения. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л1.2 Дымова, И. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие ООО ИПК "Университет", 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров В.А. Политическая культура журналиста : учеб. пособие Петрополис, 2010
Л2.2 Букреев, С.В. Вопросы профессиональной этики в работе журналиста : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140928
Л2.3 Е. П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике : учебное пособие Аспект Пресс, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) этики и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации профессионально-этических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.