МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и философия науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Уголовное право-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 2 2 4 4 6 6
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос. н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История и философия науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №909)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос. н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филос. н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ОПК-2 владением культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
ОПК-3 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве
ОПК-4 готовностью организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции
ОПК-5 готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-общие проблемы философии науки
-современные философские проблемы областей научного знания
-информационную концепцию научного процесса
-основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной
-этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности; требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы
-современные подходы к моделированию научно педагогической деятельности; требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы
3.2.Уметь:
3.2.1.-формулировать задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за негоответственность
-формулировать этические нормы профессиональной деятельности; задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность
-анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
-методологически грамотного осмыслять конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки
-критически воспринимать новые научные факты и гипотезы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-культурой научного исследования
-широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке
-навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
-этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода
-навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
1.1. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Наука как форма познавательной деятельности, как социальный институт и сфера духовного производства. Предмет философии науки и его философская трансформация. От исследования методов познания к поискам моделей развития науки. Расширение и углубление проблематики философии науки в позитивистской философии. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С.Тулмин). Проблема метафизических оснований науки. Основные модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани. Значение аналитической философии в развитии проблематики философии науки Интерналисты и экстерналисты о механизмах развития науки. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Наука: понятие, специфика, рефлексия. Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.Наука, антинаука, лженаука. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Наука как форма познавательной деятельности, как социальный институт и сфера духовного производства. Предмет философии науки и его философская трансформация. От исследования методов познания к поискам моделей развития науки. Расширение и углубление проблематики философии науки в позитивистской философии. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С.Тулмин). Проблема метафизических оснований науки. Основные модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М. Полани. Значение аналитической философии в развитии проблематики философии науки Интерналисты и экстерналисты о механизмах развития науки. Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Наука в культуре современной цивилизации.
2.1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Наука как социальный институт.
3.1. Определение науки как социального института. Научные сообщества и их типы. Научный этос, его основные черты: способность к теоретическому мышлению, познавательный интерес, креативность, внутренняя свобода и т.д. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.
4.1. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Структура научного знания.
5.1. Структура эмпирического уровня научного знания. Наблюдение и эксперимент. Структура эмпирического знания: протокольные предложения, эмпирические факты, эмпирические законы, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Структура общенаучного знания: частнонаучная и общенаучная картины мира, частнонаучные и общенаучные гносеологические, логические, методологические и аксиологические принципы (идеалы и нормы научного исследования). Философские основания науки. Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
6.1. Постановка проблем производства и динамики научного знания в ХХ в. Модели роста научного знания. К. Поппер и Т. Кун о критериях верификации научных теорий. Понятия «нормальная наука», «научная революция », «научная парадигма» и концепция динамики научного знания у Т. Куна. Основные вехи и типы научных революций. Критика и дополнения к концепции Т. Куна (И. Лакатос, П. Тулмин, П. Фейерабенд). Проблема статуса «нормальной науки». Научные традиции сквозь призму типов научной рациональности. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Особенности современной науки.
7.1. Современный мир и современная наука. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Изменения в объекте и в предмете исследования. Специфика раскрытия объектов микро- и макро-мира. Человекоразмерные объекты как предмет анализа. Комплексность современных проблем и междисциплинарные исследования. Антропный принцип в науке и в философии. Ценностные основания современного знания. Новые этические проблемы науки в к. ХХ – нач. ХХ1 века. Экологическая этика и её основания в философии русского космизма (В.И. Вернадский, А. Чижевский). Гуманитаризация науки и сближения идеалов естественнонаучного и гуманитарного знания. Гуманитарная экспертиза как важный элемент современной науки. Сложные самоорганизующиеся системы и их исследование. Синергетический подход – метод исследования сложных систем. Перспективы развития науки и проблема конца науки (Дж. Хорган и его критики). Сциентизм и антисциентизм. Новая научная рациональность как отражение изменений в науке. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
8.1. Дискуссии по определению понятия. Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Философия о человеке и обществе (историко-филососфский взгляд). Платон. Аристотель. И. Кант, Д. Локк. К.Маркс, З.Фрейд). Особенности общества и человека, влияющие на исследование: многообразие, неповторимость, уникальность, случайность, изменчивость). Философские дисциплины в постижении человека (философская антропология и социальная философия). Формирование социальных знаний и возникновение социальных наук. Общее и особенное в науках о природе и в науках о культуре. Два основных подхода к сущности социально-гуманитарного познания и их влияние на исследование социальной реальности. Доминирующая роль текста в исследовании. Ценностная установка и её включенность в познавательный процесс. «Душевный мир» и выделение объекта исследования (В, Дильтей). Многообразие вариантов выделения предмета исследования и их основания. Определение предмета и выбор методов изучени Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Субъект социально-гуманитарного познания.
9.1. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Сравнительный анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Индивидуальное и коллективное неосознанное в социально-гуманитарном познании. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Истоки, изначальная противопоставленность этих проектов, их развитие и сближение во второй половине XX – начале XXI в. «Новая историческая наука» как попытка синтеза позитивистского и герменевтического проектов в понимании специфики, места и роли субъекта социально-гуманитарного познания. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук» Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур).Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Сравнительный анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Индивидуальное и коллективное неосознанное в социально-гуманитарном познании. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Истоки, изначальная противопоставленность этих проектов, их развитие и сближение во второй половине XX – начале XXI в. «Новая историческая наука» как попытка синтеза позитивистского и герменевтического проектов в понимании специфики, места и роли субъекта социально-гуманитарного познания. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
10.1. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. И.Кант о теоретическом и практическом разуме. Баденская школа неокантианства о ценностях как главном критерии идентификации эпохи. К.Поппер о принципах СГП. Ценности как объект научного познания и как элемент субъективности. Аксиологическое содержание социального познания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Проблема свободы от ценностей в социально-гуманитарном познании. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
11.1. Понятие «жизнь»: проблема философского определения. Проблема взаимоотношения «двух миров»: метафизического и временного, бытийствующего и становящегося. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма. Основные смыслы понятий «жизнь» и жизненный порыв» в философии А. Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция. Жизнь как категория «наук о духе» в философии В. Дильтей. Ограниченность применения методологии естествознания в «науках о духе». Проблема поиска новых методологических оснований социогуманитарного знания. Переживание, выражение, понимание. История – одна из форм проявления жизни. Объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль). Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
12.1. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Философия о моделировании пространства и времени. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Концептуальная история пространства и времени: догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Топология и темпоралистика. Бытия социально-исторической общности. Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
13.1. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Моральная ответственность учёного за введение конвенций. Индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
14.1. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Понятие рациональности вообще и научной в частности, трудности, связанные с применением научной рациональности в СГН. Связь истины и рациональности, понятие истины, заблуждения, ошибки и лжи. Понятие объективности, объективность в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Концепция коррекпонденции, её издержки и возможности примененеия в СГН, Концепция когеренции, её издержки и возможности в СГН. Неклассические концепции истины: семантическая концепция истины, экзистенциальная истина и правда. Проблема истинности в свете практического применения в СГН. М.Вебер о трудностях, связанных с достижением объективной значимости истины в социальном познании. М.Вебер, К.Поппер, П.Рикёр, Г.-Г.Гадамер о путях преодоления данных трудностей. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 15. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
15.1. Проблема своеобразия гуманитарного знания в поле конфликтов сциентизма и антисциентизма. Герменевтика. Х.-Г. Гадамер о взаимоотношениях научного и вненаучного типов познания. Проблема герменевтического круга у В. Дильтея, М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Проблема статуса предрассудков и других априорных оснований познания. Объяснительные модели в гуманитарных и естественных науках. Конфликты понимания и объяснения, истины и метода. Текст как единица анализа в социально-гуманитарном познании. Язык и языковые игры. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.
16.1. Исторические вехи коллизии веры и знания. Наследие эпохи Просвещения как установки на демонизацию иррациональных видов знания. Л. Витгенштейн о значении слова «знание». Принцип «дверных петель» и роль аксиом в научном познании. Критерии верификации научных истин и проблема соотношения теории и практики. Вненаучные формы познания и проблема границ и статуса научной картины мира. Вера, сомнение и знание как ключевые элементы философской рефлексии. Критика научной модели познания М. Хайдеггером. Программа методологического «дадаизма» П. Фейерабенда. Диалектика конфликта философии и науки в прошлом и настоящем интеллектуальной культуры. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
17.1. Понятие научной программы в контексте анализа науки. Виды исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Структура исследовательской программы. Проблема твердого ядра ИП в СГП. Коллекторские программы. Уровни исследовательской программы в СГП. Критерии прогрессивности программ в СГП. Современные исследовательские программы социокультурной динамики. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
18.1. Специфика социо-гуманитарного знания. Различные точки зрения на проблему разделения социальных и гуманитарных наук по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно. Субъективный и объективный подходы к социо-гуманитарному комплексу знаний. Методы социального познания. Своеобразие методов гуманитарных наук. Герменевтика, диалог, коммуникация. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных программ. Сам. работа 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
18.2. Экзамен 2 27 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-5, УК-6 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л1.2 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 А.И. Осипов Философия и методология науки.: учебное пособие Минск : Белорусская наука., 2013 biblioclub.ru
Л2.4 В. П. Огородников История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов СПб.: Питер, 2011
Л2.5 Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев История и философия науки: учеб. пособие М.: Проспект, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История и философия науки LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э2 История и философия науки Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э3 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э4 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 История и философия науки portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России. Режим доступа: http://www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru
Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании магистрантов основные проблемы истории и философии науки и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области истории и философии науки;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

В процессе освоения курса аспиранты должны усвоить категориальный аппарат истории и философии социально-гуманитарного познания. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества магистра философии.
Самостоятельная работа магистрантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области истории и философии социально-гуманитарного познания;
2. углубления и расширения общекультурного уровня магистранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей магистранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей магистрант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.
Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие, как правило, проводится по оригинальному философскому источнику. Аспиранту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. При ответе на основные вопросы практического занятия предполагается анализ предложенных текстов, а не их пересказ. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. За практическое занятие аспирант может получить максимально получить отличную оценку либо при условии отличного ответа на основной вопрос, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.

Методическое описание проведения зачета
В вопросы к зачету включены теоретические вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме или в форме тестирования. На подготовку к вопросам билета аспиранту отводится 30-35 минут. За ответ аспирант по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено», либо «неудовлетворительно», что соответствует оценке «не зачтено».
Тестирование предполагает выбор одного из нескольких вариантов ответа. Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Минимальный порог прохождения теста соответствует 50% правильных ответов.

Методическое описание проведения экзамена
В билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета аспиранту отводится 50 минут. За ответ аспирант может получить максимально «отлично».
Практическим заданием к экзамену является написание реферата. Конкретная содержательная тематика практических заданий по курсу зависит от индивидуальных тем исследований аспирантов.