Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | - формирование представлений о подходах к изучению алкогольной и наркоманических аддикций; - формирование компетентности в способах диагностики и методах психологического вмешательства при алкогольной и наркоманических аддикциях; - формирование профессиональной компетентности психолога в вопросах коррекции алкоголь- и нарко- зависимого поведения; - понимание профессиональых возможностей вмешательства при аддикциях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) |
ПК-7 | готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - иметь представление о психологических механихмах формирования зависимости от психоактивных - знать основные диагностические критерии формирования зависимости от психоактивных веществ - иметь представление о здоровом образе жизни - знать психологические методы формирования здорового образа жизни |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь применять критерии оценки формирования зависимости от психоактивных веществ - уметь составлять психологическое заключение в контексте формирования зависимости - уметь использовать знания о формировании здорового образа жизни в профессиональной деятельности - уметь применять методы психологичесчкого вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владеть способами оценки формирования психологической зависимости от психоактивных веществ - владеть средствами оценки эффективности психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ - владеть способами психологической оценки состояния личности при зависимости от психоактивных веществ - владеть методами психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Алкогольная и наркоманические аддикции как социальная и психологическая проблема | ||||||
1.1. | Социальные и психологические аспекты алкогольной аддикции. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Международный опыт работы с аддикциями. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Психологическая концепция алкогольной аддикции Б.С.Братуся. Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Цели и задачи психологического вмешательства при алкольной и наркоманических аддикциях. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Стадии алкогольной и наркотической зависимости. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Рассмотреть клинико-психологические характеристики, качества личности, способствующие формированию зависимости в подростковом возрасте. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Составить характеристику опиодных наркоманий. Стадии, развитие, признаки. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Психологические составляющие алкогольной и наркоманических аддикций | ||||||
2.1. | Понятие алкоголизма. Распространенность. Мировая и российская статистика. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Генетика и средовые факторы в формировании аддикций. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Алкогольные поражения пищеварительной системы: изменения и поражения печени, поджелудочной железы. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Алкогольные поражения сердечно-сосудистой системы, системы иммунной защиты. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Алкогольное поражение нервной системы. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Патогенетические механизмы развития алкогольной зависимости. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Метаболизм алкоголя в организме. Системы и ферменты метаболизма алкоголя. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Рассмотрение психологических особенностей зависимости от производных конопли (марихуана, гашиш). | Лекции | 7 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Изучение принципов общественных программ реабилитации и профилактики алкогольной и наркоманических аддикций (например, группы анонимных алкоголиков АА). | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Рассмотрение понятий: толерантность, абстинентный синдром. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Ознакомление с основными психическими расстройствами, возникающими в результате злоупотребления психически активными веществами: алкогольные психозы, делирий. | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Подходы к психологической профилактике аддикций | ||||||
3.1. | Подходы к психологической профилактике аддикций | Практические | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. | Сам. работа | 7 | 3 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Проанализировать возможности фармакологического подхода в лечении аддикций | Сам. работа | 7 | 3 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Изучение особенностей когнитивно-поведенческого подхода в профилактике и реабилитации аддикций. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Рассмотреть базовые концепции профилактики зависимого поведения. | Сам. работа | 7 | 3 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Изучить основные когнитивные компоненты профилактики аддикций: самоэффективность, целеполагание. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | Составить список основных принципов формирования мотивации на позитивные изменения в контексте аддикций. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Изучите основные стадии позитивного изменения поведения при аддикциях (Д.Прохазка, К.Ди Клементе). | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин). | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятий «аддикция», «зависимость», «зависимое поведение», «средства аддикций». Основные подходы, объясняющие эти феномены. 2. Разновидности аддикций: фармакологические и субстанциональные, химические и не-химические зависимости. 3. Виды и формы данных разновидностей зависимого поведения. 4. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения. 5. Социальные причины аддикции: роль семейной ситуации, статусные проблемы, влия-ние референтных групп, средств массовой информации и т.д. 6. Понятие, история возникновения и развития термина, «созависимость». 7. Причины и механизм формирования созависимости. 8. Основные характеристики созависимости (трудность в принятии решений, нечеткая граница Я, зависимость от оценки окружающих, отношения прилипания, эгоцентризм и т.д.). 9. Формы и виды созависимости. 10. Способы профилактики и коррекции созависимости 11. Понятие «созависимый человек», социально-психологические признаки. 12. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения. 13. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения. 14. Общая и специальная профилактика. 15. Пути и способы выхода из зависимости. 16. Факторы, мешающие излечению. 17. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; инфор-мирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных по-следствий зависимого поведения. 18. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения. 19. Основные направления коррекционной работы. 20. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного пове-дения. 21. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результа-тивности. 22. Индивидуальная и групповая коррекционные программы. 23. Способы и методы профилактики и коррекции аддикций. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Аддиктология как отрасль научного знания. 2. Зависимое поведение: психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ. 3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни. 4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика. 5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних. 6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей. 7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов. 8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики. 9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения. 10. Наркотическая аддикция. 11. Стадии алкогольной аддикции: психологические и психовегетативные симптомы 12. Метаболизм этанола в организме. 13. "Азиатский ген": особенности формирования зависимости. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель Б. Р. | Аддиктология (ФГОС ВПО): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Л.М. Барденштейн, А.В. Молодецких, Ю.Б. Можгинский, Н.И. Беглянкин, Г.А. Алёшкина | Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.А. Бубеев, В.В. Козлов, Н.Ф. Круговых | Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий : | М. : Слово, 2020, | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э5 | Клиническая психология зависимости от психоактивных веществ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Темы для выполнения обязательной работы студента: Социальные и психологические аспекты алкогольной аддикции; Международный опыт работы с аддикциями; Стадиальное формирование алкогольной и наркотической зависимости; Цели и задачи психологического вмешательства при алкогольной и наркоманических аддикциях; Понятие алкоголизма. Распространенность. Мировая и российская статистика; Генетика и средовые факторы в формировании аддикций. Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу профилактика наркоманий и алкоголизма, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины. Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента в области нейропсихологии, на формирование навыков анализа проблематики идентичности. Темы контролируемой самостоятельной работы студента: Рассмотреть патогенез алкогольного поражения пищеварительной системы: изменения и поражения печени, поджелудочной железы; Изучить алкогольные поражения сердечно-сосудистой системы, системы иммунной защиты; Рассмотреть алкогольное поражение нервной системы; Изучить стадии метаболизма алкоголя в организме. Системы и ферменты метаболизма алкоголя; Рассмотрение понятий: толерантность, абстинентный синдром; Ознакомление с основными психическими расстройствами, возникающими в результате злоупотребления психически активными веществами: алкогольные психозы, делирий; Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету. Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям В рамках дисциплины «Профилактика наркоманий и алкоголизма» на практические занятия выносятся следующие темы: Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика; Анализ концепции алкогольной аддикции (Б.С.Братуся) - Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности; Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV; Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин); Рассмотреть основные положения концепции социальной поддержки (Ваукс А., 1990, Вилле Т., 1990, Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995); Изучить концепцию стратегий решения проблем (Дзуриллы Т. и Гольфрида М.); Рассмотреть основные принципы профилактической работы с алкогольной зависимостью в обществе Анонимных Алкоголиков (АА); На практических занятиях по профилактике наркоманий и алкоголизма рассматриваются вопросы формирования зависимости а также психологических методов вмешательства и помощи зависимым. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков, анализу подходов к работе с зависимостями. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений. На практических занятиях, посвященных подходам психологического вмешательства при аддикциях, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений. На практических занятиях, посвященных рассмотрению психоактивных веществ, студентам предлагается оценивать и запоминать дозы употребления: летальные, максимальные; симптоматику употребления, опьянения и абстиненции. К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы. По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»). При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»). А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»). |