МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные творческие студии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 22 22 22 22 44 44
Итого 36 36 36 36 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев л.А.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные творческие студии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: обучиться навыкам ведущего информационных и аналитических программ на радио, ТВ. Студенты-журналисты получат и отработают навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника.
Задачи курса: способствовать развитию умений студентов-журналистов выявлять мысль автора радио и ТВ текста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика работы журналиста с текстом
1.1. Логический анализ публицистических текстов Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Речевая манера в публицистических жанрах на радио и телевидении Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Речевой анализ аудио– и видеозаписей Лабораторные 7 4 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Чтение художественных и информационных текстов радиопубликаций с последующим их интонационно-логическим анализом Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.5. Должностные инструкции, нормативы, требования к работе журналиста на ТВ Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2
1.6. Система источников и методов сбора и анализа информации в журналистике Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2
1.7. Комплексный (логический, интонационный и т.д.) анализ радиотекста Сам. работа 7 10 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.8. Разработка творческого радиопроекта Сам. работа 7 12 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Особенности современного медиапродукта
2.1. Жанровое многообразие телевизионного контента Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.2. Создание телевизионного медиапродукта Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.3. Технология производства ТВ-программ и документальных фильмов Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.4. Подготовка к интервью Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.5. Анализ публикации на предмет использования документов журналистами Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Составление плана проведения журналистского эксперимента Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.7. Тема, авторская идея и проблема журналистского произведения Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.8. Видеосъемка по заданию преподавателя Сам. работа 8 7 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.9. Редактирование видеоизображений Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.10. Подготовка аккаунта на YouTube Сам. работа 8 10 ПК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
Л1.2 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.3 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/207
Л2.4 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ https://polpred.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.