МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Парламентаризм в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст .преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.п.н, Заведующая кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Парламентаризм в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 31.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.п.н., зав. кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.п.н., зав. кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Парламентаризм в России» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с историей и основами парламентаризма в России, сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Целью курса является формирование у студентов способности профессионально и компетентно ориентироваться в сложных, противоречивых процессах законотворчества, происходящих в России. Задачами этого курса является:
выработка у них понимания динамики развития парламентаризма в России;
умение самостоятельно анализировать новые явления в парламентской жизни страны;
выявлять особенности различных политических тенденций существующих в сфере парламентаризма в РФ;
усвоение базового теоретического инструментария, который позволит понять глубинные причины возникновения тех или иных процессов в парламентской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ПК-1 Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.российский электоральный дизайн; основные периоды становления современного парламентаризма; принципы комплектования институтов парламентаризма; функциональные особенности институтов парламентаризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать новые явления в общественной жизни региона, анализировать уровень эффективности законодательных органов власти в современной России; сравнивать основные параметры и характеристики парламентов как во временном, так и в территориальном аспекте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере парламентской работы; политологического анализа взаимодействий федерального, региональных парламентов России с органами государственной власти, и институтами гражданского общества и местного самоуправления, оценки их эффективности и оптимальности; анализа новых явлений в парламентской жизни страны, навыками участия в их работе и организации в них управленческих процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в спецкурс
1.1. Цель курса. Хронологические рамки. Источники и историография. Лекции 7 2 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Допарламентский этап народного представительства в России
2.1. Вече – древнейшая форма народного представительства в России. Новгородское вече. Порядок работы вече. Полномочия епископа, князя, тиуна, тысяцкого. Совет господ. Причины упадка вечевого института. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие прямой демократии в Северо-Западных княжествах Киевской Руси. Сам. работа 7 16 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Земские соборы и их роль в становлении российской государственности. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Парламентаризм в царской России (1905–1917 гг.)
3.1. Исторические условия возникновения парламентаризма в России. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Первая российская революция 1905-1907 гг. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1
3.3. Эволюция избирательного законодательства. События 3 июня 1907 г. и их последствия для российского избирательного законодательства. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Деятельность Государственной Думы 3-4 созыва. Сам. работа 7 18 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Советы как форма народного представительства (1917–1993 гг.)
4.1. Возникновение и деятельность первых Советов (1905–1907 гг.). Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Основные тенденции развития системы советов после принятия Конституции 1977 г. Сам. работа 7 18 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Советы в период «перестройки». Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Деятельность Верховного Совета и Сьезда народных депутатов в период перестройки. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Новый этап в формировании парламентаризма в России
5.1. Российская модель парламентаризма по Конституции 1993 г. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности избирательной кампании в Государственную Думу 1999 г. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Государственная реформа Путина и ее последствия для регионов. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1
5.4. Лоббизм в Государтвенной Думе. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Эволюция кадрового состава Государственной Думы с 1990-2000 гг. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Общественная палата РФ. Сам. работа 7 18 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахетдинова Л.Н. Законотворчество в субъектах Российской Федерации: учебное пособие Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Желдыбина Т.А. Законотворчество в России: эволюция и современность: Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М" , 2017 znanium.com
Л2.2 Халин В.Г. - под ред. ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Президент России www.kremlin.ru
Э4 Государственная Дума РФ duma.gov.ru
Э5 Совет Федерации РФ council.gov.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 ЭБС Знаниум znanium.com
Э8 Парламентаризм в России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Парламентаризм в России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях, истории парламентаризма в России, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии.