Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 70 | 70 | 70 | 70 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.п.н., зав. кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна
1.1. | Дисциплина «Парламентаризм в России» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с историей и основами парламентаризма в России, сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Целью курса является формирование у студентов способности профессионально и компетентно ориентироваться в сложных, противоречивых процессах законотворчества, происходящих в России. Задачами этого курса является: выработка у них понимания динамики развития парламентаризма в России; умение самостоятельно анализировать новые явления в парламентской жизни страны; выявлять особенности различных политических тенденций существующих в сфере парламентаризма в РФ; усвоение базового теоретического инструментария, который позволит понять глубинные причины возникновения тех или иных процессов в парламентской деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-6 | Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности |
ПК-1 | Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | российский электоральный дизайн; основные периоды становления современного парламентаризма; принципы комплектования институтов парламентаризма; функциональные особенности институтов парламентаризма. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать новые явления в общественной жизни региона, анализировать уровень эффективности законодательных органов власти в современной России; сравнивать основные параметры и характеристики парламентов как во временном, так и в территориальном аспекте. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере парламентской работы; политологического анализа взаимодействий федерального, региональных парламентов России с органами государственной власти, и институтами гражданского общества и местного самоуправления, оценки их эффективности и оптимальности; анализа новых явлений в парламентской жизни страны, навыками участия в их работе и организации в них управленческих процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в спецкурс | ||||||
1.1. | Цель курса. Хронологические рамки. Источники и историография. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 2. Раздел 2. Допарламентский этап народного представительства в России | ||||||
2.1. | Вече – древнейшая форма народного представительства в России. Новгородское вече. Порядок работы вече. Полномочия епископа, князя, тиуна, тысяцкого. Совет господ. Причины упадка вечевого института. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Развитие прямой демократии в Северо-Западных княжествах Киевской Руси. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Земские соборы и их роль в становлении российской государственности. | Практические | 7 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Раздел 3. Парламентаризм в царской России (1905–1917 гг.) | ||||||
3.1. | Исторические условия возникновения парламентаризма в России. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Первая российская революция 1905-1907 гг. | Практические | 7 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Эволюция избирательного законодательства. События 3 июня 1907 г. и их последствия для российского избирательного законодательства. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Деятельность Государственной Думы 3-4 созыва. | Сам. работа | 7 | 18 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Раздел 4. Советы как форма народного представительства (1917–1993 гг.) | ||||||
4.1. | Возникновение и деятельность первых Советов (1905–1907 гг.). | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Основные тенденции развития системы советов после принятия Конституции 1977 г. | Сам. работа | 7 | 18 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Советы в период «перестройки». | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Деятельность Верховного Совета и Сьезда народных депутатов в период перестройки. | Практические | 7 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Раздел 5. Новый этап в формировании парламентаризма в России | ||||||
5.1. | Российская модель парламентаризма по Конституции 1993 г. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Особенности избирательной кампании в Государственную Думу 1999 г. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Государственная реформа Путина и ее последствия для регионов. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
5.4. | Лоббизм в Государтвенной Думе. | Практические | 7 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.5. | Эволюция кадрового состава Государственной Думы с 1990-2000 гг. | Практические | 7 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.6. | Общественная палата РФ. | Сам. работа | 7 | 18 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Салахетдинова Л.Н. | Законотворчество в субъектах Российской Федерации: учебное пособие | Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Желдыбина Т.А. | Законотворчество в России: эволюция и современность: | Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М" , 2017 | znanium.com |
Л2.2 | Халин В.Г. - под ред. | ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Президент России | www.kremlin.ru | ||
Э4 | Государственная Дума РФ | duma.gov.ru | ||
Э5 | Совет Федерации РФ | council.gov.ru | ||
Э6 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э7 | ЭБС Знаниум | znanium.com | ||
Э8 | Парламентаризм в России | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Парламентаризм в России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях, истории парламентаризма в России, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету; 2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал; 4. развития познавательных способностей студента; 5. формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии. |