МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные творческие студии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные творческие студии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: обучиться навыкам ведущего информационных и аналитических программ на радио, ТВ. Студенты-журналисты получат и отработают навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника.
Задачи курса: способствовать развитию умений студентов-журналистов выявлять мысль автора радио и ТВ текста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему источников информации, методов ее сбора, селекции, проверки и анализа;
Весь спектр особенностей массовой информации, журналистских публикаций; специфику работе ведущего теле– и радиопередач в информационных, аналитических, развлекательных и др. жанрах;
глубоко особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, ее задачи и методы, технологии и техническое сопровождение; принципы и приемы индивидуального и коллективного анализа деятельности СМИ, профессиональной рефлексии.
3.2.Уметь:
3.2.1.принципам работы журналиста с источниками информации, эффективно работать с электронными базами данных; точно и четко выбирать и формулировать актуальные темы публикаций; составить текст, согласно выбранной теме; неукоснительно следовать принципам массовой информации при создании медиатекстов, эффективно применять инновационные подходы при их содании; глубоко и вдумчиво анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, деятельность СМИ в целом и результаты собственной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.свободно навыками использования методов сбора информации, ее проверки и анализа, работы с электронными базами данных, работы над созданием журналистского материала, технологиями подготовки медиапубликаций с учетом их содержательной и структурно-композиционной специфики; работы с микрофоном и видеозаписывающей аппаратурой, в кадре и за кадром в жанре информационного вещания; работы по приведению медиатекстов в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика работы журналиста с текстом
1.1. Логический анализ публицистических текстов Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Речевая манера в публицистических жанрах на радио и телевидении Лабораторные 8 4 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Речевой анализ аудио– и видеозаписей Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Чтение художественных и информационных текстов радиопубликаций с последующим их интонационно-логическим анализом Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Комплексный (логический, интонационный и т.д.) анализ радиотекста Сам. работа 8 12 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Разработка творческого радиопроекта Сам. работа 8 16 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенности современного медиапродукта
2.1. Должностные инструкции, нормативы, требования к работе журналиста на ТВ Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Жанровое многообразие телевизионного контента Лабораторные 8 4 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Создание телевизионного медиапродукта Лабораторные 8 4 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Технология производства ТВ-программ и документальных фильмов Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Система источников и методов сбора и анализа информации в журналистике Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Подготовка к интервью Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Анализ публикации на предмет использования документов журналистами Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Составление плана проведения журналистского эксперимента Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Структурно-композиционная модель современного печатного периодического издания Лабораторные 8 4 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Тема, авторская идея и проблема журналистского произведения Лабораторные 8 2 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Видеосъемка по заданию преподавателя Сам. работа 8 10 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Редактирование видеоизображений Сам. работа 8 5 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. План публикации в печатном/сетевом средстве массовой информации на актуальную тему Сам. работа 8 8 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Подготовка аккаунта на YouTube Сам. работа 8 30 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Экзамен 8 27 ОПК-14, ПК-3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.