МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные творческие студии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 241
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
зачеты: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 12 12 10 10 30 30
Сам. работа 60 60 56 56 125 125 241 241
Часы на контроль 4 4 4 4 9 9 17 17
Итого 72 72 72 72 144 144 288 288

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные творческие студии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: обучиться навыкам ведущего информационных и аналитических программ на радио, ТВ. Студенты-журналисты получат и отработают навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника.
Задачи курса: способствовать развитию умений студентов-журналистов выявлять мысль автора радио и ТВ текста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 способностью следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему источников информации, методов ее сбора, селекции, проверки и анализа; возможности информационных технологий; специфику различных знаковых систем (вербальная, фото-, аудио-, видео-, графическая и т.п.) и различных мультимедийных платформ – печатные, вещательные, онлайновые, мобильные.
3.2.Уметь:
3.2.1.неукоснительно следовать принципам работы журналиста с источниками информации, эффективно работать с электронными базами данных; оперативно и качественно готовить материал с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.устойчивыми навыками использования методов сбора информации, ее проверки и анализа, работы с электронными базами данных; подготовки аналитических материалов в разных жанрах; использования гуманитарных, социальных и экономических знаний в контексте задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналисткий текст и методы работы журналиста
1.1. Логический анализ публицистических текстов Лабораторные 3 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Комплексный (логический, интонационный и т.д.) анализ радиотекста Сам. работа 3 20 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Речевая манера в публицистических жанрах на радио и телевидении Лабораторные 3 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Разработка творческого радиопроекта Сам. работа 3 40 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Подготовка информационного радиосюжета Лабораторные 3 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Речевой анализ аудио– и видеозаписей Лабораторные 3 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенности современного медиапродукта, его жанровое своеобразие
2.1. Должностные инструкции, нормативы, требования к работе журналиста на ТВ Лабораторные 4 4 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Жанровое многообразие телевизионного контента Лабораторные 4 4 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Создание телевизионного медиапродукта Лабораторные 4 4 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Видеосъемка Сам. работа 4 30 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Редактирование видеоизображений Сам. работа 4 26 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Технология производства теле-радиопродукта
3.1. Технология производства ТВ-программ и документальных фильмов Лабораторные 5 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Система источников и методов сбора и анализа информации в журналистике Лабораторные 5 6 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Тема, авторская идея и проблема журналистского произведения Лабораторные 5 2 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Подготовка развернутой заявки на телевизионный сюжет Сам. работа 5 25 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. План публикации в печатном/сетевом средстве массовой информации на актуальную тему Сам. работа 5 20 ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Составление заявки и плана проведения журналистского эксперимента Сам. работа 5 38 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Подготовка аккаунта на YouTube Сам. работа 5 42 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Экзамен 5 9 ОПК-13, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.