МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональный творческий практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 15 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 18 18 42 42
Сам. работа 12 12 18 18 30 30
Итого 36 36 36 36 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;к.ф.н., доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональный творческий практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повышение уровня навыков творческой работы у студентов при помощи практических занятий, в том числе в редакциях учебных СМИ; отработка на учебном практическом материале основ профессиональной деятельности журналиста, что будет способствовать созданию студентами наиболее качественного журналистского произведения в разных типах СМИ
Задачи курса:
- обучиться навыкам ведущего информационных, аналитических программ на радио-, телевидении;
- развить умения студентов-журналистов выявлять мысль автора радио-, телетекста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.
- отработать навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника;
- выработать навыки выразительного «разговорного чтения» публицистического текста;
- создать радио-, телетекст по заданным параметрам (жанр, стиль и т.д.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-15 способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности особенности массовой информации, содержательную и структурно- композиционную специфику журналистских публикаций, технологии их создания в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ;
- о специфике новостной, аналитической, художественно-публицистической журналистики,
- методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика);
- специфику методов сбора информации для журналистских публикаций, ее проверки и анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- в профессиональной деятельности использовать навыки, необходимые для создания и обработки текстов в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика);
- выбирать актуальные темы, проблемы для журналистских публикаций,
- в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ;
- при необходимости способен применять инновационные подходы при создании медиатекстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- создания медиаконтента, в разных жанрах и форматах новостной, аналитической, художественно-публицистической и т.п. журналистики;
- оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.);
- разнообразными методами сбора информации для журналистской публикации, ее проверки и анализа в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законы логики в речевом действии журналиста. Правила логического чтения медиатекста
1.1. Два уровня явлений логики речи в медиатексте, тесно связанные между собой: уровень «смысла» и уровень «значения» Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Логический анализ информационных и художественно-публицистических текстов. Лабораторные 4 4 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Подготовить радиотекст выбранного Вами жанра к аудиозаписи Сам. работа 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Затранскрибировать и прочесть вслух предложенный преподавателем радиотекст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков. Сам. работа 4 2 ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Техника речи журналиста. Законы интонации в речевом общении радиожурналиста
2.1. Знаки препинания в речевом действии журналиста Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Законы интонации в речевом общении журналиста Лабораторные 4 4 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Логические ударения при чтении медиатекста Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Формы общения с аудиторией. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета
3.1. Речевая манера журналиста в художественно-публицистических жанрах на радио Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и общие основы словесного действия журналиста на радио Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Этапы работы журналиста с радиотекстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Зависимость исполнения радиотекста от психофизического самочувствия журналиста Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Словесное действие журналиста Лабораторные 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков Сам. работа 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 4 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Имидж телеведущего
4.1. Требования к внешнему имиджу телеведущего. Коммуникативный имидж журналиста Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности создания имиджа телеведущего новостных программ Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Подготовить телетекст выбранного Вами жанра к видеозаписи Сам. работа 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Техника речи телеведущего. Формы общения с аудиторией
5.1. Закрепление и совершенствование навыков техники речи журналиста: длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Принципы интонационного членения предложения журналистом. Типы пауз. Лабораторные 5 2 ОПК-14, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Практическая работа по овладению законами и правилами речи в телеэфире. Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Речевая манера журналиста в информационных и аналитических жанрах на телевидении Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Особенности и общие основы словесного действия на телевидении Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 5 3 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Записать видеотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 5 3 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Процесс подготовки чтения журналистом текста информационного сюжета
6.1. Этапы работы журналиста над текстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Словесное действие телеведущего информационной программы Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков журналиста. Сам. работа 5 4 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 4 ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.