Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 24 | 24 | 18 | 18 | 42 | 42 |
Сам. работа | 12 | 12 | 18 | 18 | 30 | 30 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Повышение уровня навыков творческой работы у студентов при помощи практических занятий, в том числе в редакциях учебных СМИ; отработка на учебном практическом материале основ профессиональной деятельности журналиста, что будет способствовать созданию студентами наиболее качественного журналистского произведения в разных типах СМИ Задачи курса: - обучиться навыкам ведущего информационных, аналитических программ на радио-, телевидении; - развить умения студентов-журналистов выявлять мысль автора радио-, телетекста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии. - отработать навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника; - выработать навыки выразительного «разговорного чтения» публицистического текста; - создать радио-, телетекст по заданным параметрам (жанр, стиль и т.д.). |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОПК-14 | способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов |
ОПК-15 | способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности особенности массовой информации, содержательную и структурно- композиционную специфику журналистских публикаций, технологии их создания в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ; - о специфике новостной, аналитической, художественно-публицистической журналистики, - методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); - специфику методов сбора информации для журналистских публикаций, ее проверки и анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - в профессиональной деятельности использовать навыки, необходимые для создания и обработки текстов в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); - выбирать актуальные темы, проблемы для журналистских публикаций, - в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ; - при необходимости способен применять инновационные подходы при создании медиатекстов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - создания медиаконтента, в разных жанрах и форматах новостной, аналитической, художественно-публицистической и т.п. журналистики; - оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.); - разнообразными методами сбора информации для журналистской публикации, ее проверки и анализа в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Законы логики в речевом действии журналиста. Правила логического чтения медиатекста | ||||||
1.1. | Два уровня явлений логики речи в медиатексте, тесно связанные между собой: уровень «смысла» и уровень «значения» | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Логический анализ информационных и художественно-публицистических текстов. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Подготовить радиотекст выбранного Вами жанра к аудиозаписи | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Затранскрибировать и прочесть вслух предложенный преподавателем радиотекст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Техника речи журналиста. Законы интонации в речевом общении радиожурналиста | ||||||
2.1. | Знаки препинания в речевом действии журналиста | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Законы интонации в речевом общении журналиста | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Логические ударения при чтении медиатекста | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста (под непосредственным контролем преподавателя). | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Формы общения с аудиторией. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета | ||||||
3.1. | Речевая манера журналиста в художественно-публицистических жанрах на радио | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Особенности и общие основы словесного действия журналиста на радио | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Этапы работы журналиста с радиотекстом: действенный анализ текста, событийный анализ | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Зависимость исполнения радиотекста от психофизического самочувствия журналиста | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Словесное действие журналиста | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Имидж телеведущего | ||||||
4.1. | Требования к внешнему имиджу телеведущего. Коммуникативный имидж журналиста | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Особенности создания имиджа телеведущего новостных программ | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Подготовить телетекст выбранного Вами жанра к видеозаписи | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Техника речи телеведущего. Формы общения с аудиторией | ||||||
5.1. | Закрепление и совершенствование навыков техники речи журналиста: длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Принципы интонационного членения предложения журналистом. Типы пауз. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Практическая работа по овладению законами и правилами речи в телеэфире. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Речевая манера журналиста в информационных и аналитических жанрах на телевидении | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.5. | Особенности и общие основы словесного действия на телевидении | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.6. | Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя). | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.7. | Записать видеотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Процесс подготовки чтения журналистом текста информационного сюжета | ||||||
6.1. | Этапы работы журналиста над текстом: действенный анализ текста, событийный анализ | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Словесное действие телеведущего информационной программы | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков журналиста. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.4. | Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-14, ОПК-15, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лазутина, Галина Викторовна | Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов | Аспект Пресс, | |
Л1.2 | В.М. Кривошеев | В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие | Университетская книга, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Черникова, Елена Вячеславовна | Литературная работа журналиста : учебник для вузов | Гардарики, 2007 | |
Л2.3 | Сластенкин, Р.И. | От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279 |
Л2.4 | Бобров, А.А. | Путь к профессионализму: учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Officе Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |