МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и методология диссертационного исследования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Эконом_ геогр_-123-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н. , доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика и методология диссертационного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать аспирантам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- ознакомить аспирантов с основными вариантами методики написания диссертационного исследования;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-3: способность осуществлять педагогическую и научную деятельность в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии на уровне высшего образования, технологиями отбора и структурирования учебного материала, технологиями проектирования и обновления учебно-методической документации
УК-5: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- - основные методы научного познания;
- методы герменевтического и позитивистского подхода;
- методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования аспиранта (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению диссертационного исследования;
- основные теоретико-методологические принципы и концепции в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности;
- применять методы герменевтического и позитивистского подходов;
- применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- применять герменевтический и позитивистский подходы при анализе современных общественных явлений;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- осуществлять научную деятельность в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии на уровне высшего образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- - навыками научной и философской аргументации;
-навыками анализа, синтеза, сравнения, методами формализации и перекодирования текста;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- герменевтическими и позитивистскими методами;
- навыками ведения научного и философского диалога.
- навыками применения в научном исследовании аспиранта принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта;
- навыками аналитической оценки научного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику научного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных природных и социальных явлений и процессов;
- навыками выбора и применения в конкретном прикладном исследовании оптимальных теоретико-методологических принципов и концепций в сфере исследования экономической, социальной, политической и рекреационной географии;
- навыками ведения научной деятельности в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии на уровне высшего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика диссертационного исследования
1.1. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук: основные особенности, требования и структура. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук: основные особенности, требования и структура. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Структура «Введения» диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и основные требования к ее составляющим. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Структура «Введения» диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и основные требования к ее составляющим. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим диссертационного исследования. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим диссертационного исследования. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Стратегия и тактика проведения научного исследования и подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Стратегия и тактика проведения научного исследования и подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования аспиранта (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Практические 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования аспиранта (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Сам. работа 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) Практические 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) Сам. работа 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Практические 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Сам. работа 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием аспиранта. Практические 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием аспиранта. Сам. работа 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Практические 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.18. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Сам. работа 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Требования к результатам диссертационного исследования. Понятие и критерии новизны результатов диссертационного исследования. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.20. Требования к результатам диссертационного исследования. Понятие и критерии новизны результатов диссертационного исследования. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Практические 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.22. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Методология и методы диссертационного исследования
2.1. Методы научного познания как методы диссертационного исследования. Типологии и классификации научных методов. Сам. работа 2 2 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов научного познания. Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов научного познания. Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Методологические проблемы научного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Методологические проблемы научного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Методологические проблемы научного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Методологические проблемы научного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Методологические проблемы научного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Методологические проблемы научного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Методологические проблемы научного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Методологические проблемы научного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей диссертационной работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Практические 2 2 ОПК-1, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей диссертационной работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой исследования. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой исследования. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокий, В. С., , Т. А. Лукьянова. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434162
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356
Л2.2 Горелов, В.П., Горелов С.В., Сальников В.Г. Диссертация: аспирантам, соискателям ученых степеней и званий: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=434949
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». http://platonanet.org.ua/
Э2 Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э3 Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» http://www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э8 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE http://www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э11 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э12 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э13 Курс в Moodle "Методика и методология диссертационного исследования" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2010
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание аспиранта сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях аспирант некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АСПИРАНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления аспирантами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет аспирантам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос аспирантам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ.

В процессе освоения данного курса аспиранты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.