МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о эффективной речевой коммуникации, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-9 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 10 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
2.3. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
2.5. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 1 10 ОК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.6. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1
2.7. 2. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.8. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
2.9. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 10 ОК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 1 25 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 9 ОК-5, ОПК-9 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Копочева В.В. Навигатор по курсу "Русский язык и культура речи": терминологический справочник: [учеб. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.2 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал Грамота.ру gramota.ru
Э2 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».